25.02.2014
Руководитель отдела Грантовых и стипендиальных программ Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан Маннапов Альберт Раисович дал развернутое интервью Бизнес-журналу Республики Башкортостан
Курс на инновации.
Башкортостан вошел в число немногих регионов России, которые в 2013 году получили финансирование из федерального бюджета на создание инновационной инфраструктуры. На предоставленные средства в нашей республике создан Центр коллективного доступа радиоэлектронного кластера Республики Башкортостан (ЦКД РЭК РБ). Обязанности организации-оператора по данному проекту выполняет ГУП «Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан».
Мы попросили рассказать о задачах, проблемах и перспективах развития Центра коллективного доступа радиоэлектронного кластера Республики Башкортостан (ЦКД РЭК РБ) одного из ведущих специалистов в области инновационного менеджмента, руководителя Отдела грантовых и стипендиальных программ Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан к.т.н., доцента Маннапова Альберта Раисовича.
– Для чего создан Центр Коллективного Доступа РЭК РБ?
– Как вы знаете, в феврале 2013 года ряд организаций и предприятий нашей республики, занимающихся разработкой и производством телекоммуникационного оборудования, средств связи, микроэлектронного и радиоэлектронного оборудования, а также подготовкой кадров высшей квалификации, подписали соглашение о создании радиоэлектронного кластера. ЦКД в качестве важного инфраструктурного элемента создан как раз в интересах развития этого кластера. Он будет ориентирован на содействие доведению прогрессивных идей, результатов научных исследований и разработок до их коммерческой реализации путем предоставления доступа широкому кругу пользователей к высокотехнологичному лабораторному и испытательному оборудованию, а также современным средствам автоматизированного проектирования. Такой подход полностью соответствует современной идеологии «открытых инноваций».
– В чем состоит идея коллективного доступа к оборудованию?
– В современных условиях проведение передовых экспериментальных разработок, создание интеллектуальнонасыщенной конкурентоспособной инновационной продукции и разработка прорывных высокоэффективных технологий в наукоемких отраслях промышленности возможны только с применением высокотехнологичного и, как правило, дорогостоящего лабораторного и исследовательского оборудования. Однако многие организации не в состоянии приобрести необходимое им специализированное оборудование. Кроме того, его эксплуатация может быть нецелесообразна по экономическим причинам. Указанные проблемы решаются путем создания инфраструктурного центра, обеспечивающего совместный доступ к использованию такого оборудования.
Идея центров коллективного доступа не нова. Еще в середине 90-х годов наше государство стало финансировать создание центров коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП), которые создавались при базовых научных организациях или вузах и были призваны сконцентрировать дорогостоящее материально-техническое оснащение и высококвалифицированных специалистов в определенной области науки.
По идее, любой желающий может прийти в такой центр и на определенных условиях и на платной основе воспользоваться оборудованием, возможностями и предоставляемыми услугами. На практике принцип доступности реализуется не всегда.
– Почему так происходит?
– По разным причинам. На создание ЦКД/ЦКП выделяются значительные средства из государственного бюджета. Бывает так, что базовая организация подает заявку, выигрывает грант, закупает оборудование и потом использует его исключительно для собственных нужд. Общая доступность остается только на бумаге. Что уж говорить, если во многих ЦКП элементарно не формализованы процедуры доступа к оборудованию.
Официальная общероссийская статистика говорит сама за себя: на три часа работы оборудования в интересах базовой организации приходится только один час работы для внешних пользователей. Но хорошо, если оборудование действительно работает. На практике большинство центров не может даже на треть загрузить свое оборудование – оно просто не востребовано.
– Если дорогостоящее оборудование не загружено, значит, его эксплуатация экономически нецелесообразна, это так?
– Да, это так. Практика двадцатилетнего функционирования ЦКП в нашей стране показала недостаточную эффективность традиционно используемой бизнес-модели, основанной на предоставлении платных услуг.
– Ваш Центр будет работать по-другому?
– Мы смещаем акценты с платного оказания услуг по использованию оборудования на поиск и привлечение интеллектуальных активов – высококлассных специалистов и талантливых ребят, а также перспективные идеи и проекты. Другими словами, мы будем содействовать формированию проектных команд для того, чтобы они имели возможность реализовать интересные идеи, используя для этого доступ к высокотехнологичному оборудованию Центра. По сути, наш ЦКД РЭК РБ – это скорее «центр проектных исследований», чем «центр предоставления услуг».
– Но ведь от оказания услуг вы тоже не откажетесь?
– Естественно. Любая организация или частное лицо смогут прийти в Центр и на платной основе получить доступ к лабораторно-исследовательской инфраструктуре, заказать выполнение измерений или, скажем, проведение тестирования телекоммуникационного оборудования. Также Центр будет оказывать консалтинговые услуги в области технологического аудита и экспертизы научно-технических разработок, маркетинга, бизнес-планирования, управления проектами, защиты интеллектуальной собственности, создания малых инновационных компаний.
– Откуда ожидаете появление инновационных проектов?
– Здесь есть два варианта. Во-первых, мы будем поддерживать интересные инициативные проекты, даже если они находятся на стадии идеи, и далее привлекать к ним внимание со стороны предприятий РЭК или венчурных инвесторов. Второй вариант – сотрудники центра будут собирать пул технологических запросов и технических заданий от предприятий РЭК и дальше предлагать решение этих задач конкретным коллективам, работающим в рамках Центра.
– А если у человека нет своих идей для бизнеса или готовых проектов, он может прийти и поучаствовать в чужом проекте?
– Конечно, пусть приходит. Мы постараемся «подсадить» его в какой-нибудь проект. Но этот человек должен четко понимать, какую пользу он может принести проекту.
– Вы будете «отлавливать» любые перспективные идеи и проекты?
– Конечно, нет. Тематическая направленность Центра обусловлена сферами деятельности предприятий РЭК – это, в первую очередь, радиоэлектроника, Telecom/Datacom, различные средства связи, робототехника. Мы будем поддерживать проекты только в этих областях. Кроме того, «курируемые» проекты исследований и разработок обязательно должны быть направлены на инновационное развитие экономики Республики Башкортостан.
– Предусмотрена ли уже какая-то структура Центра?
– Структурно ЦКД состоит из четырех лабораторий. В лаборатории автоматизированного проектирования доступны мощные рабочие станции с комплектом современных программных средств для проектирования и инженерного анализа радиоэлектронной аппаратуры. В сетевой лаборатории имеются платформы для разработки телекоммуникационной аппаратуры для программно-конфигурируемых сетей, а также широкий набор тестового оборудования. Лаборатория робототехники оснащена функционально насыщенными платформами для разработки и отработки алгоритмов поведенческого и тактического взаимодействия на основе беспроводных самоорганизующихся сетей. Оснащение лаборатории защитных покрытий позволит разрабатывать технологии селективного нанесения различных защитных покрытий на печатные узлы и функциональные блоки аппаратуры для критических применений, таких как авиация, железнодорожный или, скажем, морской транспорт.
– Каким образом будет достигаться окупаемость затрат на создание Центра?
– Различными способами. Здесь важно осознавать, что потребители услуг инновационной инфраструктуры необязательно должны совпадать с «центрами прибыли». Вот смотрите: если в ЦКД обращается организация для проведения каких-либо исследований или измерений, то она сразу должна заплатить за оказанные услуги. Если же в Центр пришел студент или преподаватель вуза со «светлой» идеей, которую он хочет реализовать на оборудовании Центра, то с них деньги, конечно, никто брать не будет. Во всяком случае – поначалу. Центр получит возмещение своих затрат, например, в качестве долевого участия в созданной интеллектуальной собственности. Или авторы проекта возместят оплату услуг Центра после получения финансирования или инвестиций от государственных фондов, институциональных инвесторов или предприятий, заинтересованных в результатах проекта.
– Это будет решаться ситуационно, путем индивидуальных договоренностей?
– У всех лиц, пользующихся материально-технической базой Центра, будь то физические или юридические, будут исключительно договорные отношения с Центром. Другое дело, что в одних случаях нужно будет сразу заплатить за предоставленные услуги, в другом – речь будет идти об условно бесплатном доступе или отсрочке платежа. То есть Центр пойдет на определенный риск, работая, например, со студентами. Никто не может гарантировать, что проект «выстрелит», а Центр получит возмещение затрат. Но это нормальная практика для венчурного бизнеса.
– Кто будет работать в Центре?
– Уже сейчас мы сформировали коллектив из инициативных преподавателей УГАТУ и активных студентов, которые имеют определенный опыт участия в реализации различных проектов, общения с инвесторами и получения финансирования. Мы также будем активно привлекать различных консультантов, имеющих опыт в сфере инновационного предпринимательства.
– А какие первоочередные задачи ставятся перед сотрудниками Центра?
– Во-первых, это информирование студенческого и бизнес-сообществ о деятельности ЦКД, его технологических возможностях, условиях получения доступа к оборудованию и рабочим местам. Необходимо создавать положительный имидж Центра, популяризировать его деятельность, пропагандировать инновационное предпринимательство в молодежных кругах. Вторая задача – это интенсивный поиск и привлечение инициативных и креативных людей, формирование творческих коллективов и команд, поиск интересных перспективных идей и проектов на разных стадиях реализации. В-третьих, – необходимо установление тесных и устойчивых контактов с вузами и предприятиями радиоэлектронного кластера, развитие сетевого взаимодействия с другими ЦКД/ЦКП, установление партнерских отношений с институтами развития, венчурными фондами и другими организациями инновационной инфраструктуры.
– Как деятельность Центра будет способствовать развитию РЭК?
– ЦКД станет источником, инициатором и исполнителем проектов по разработке новой радиоэлектронной продукции и технологий, которые потом перерастут в самостоятельный бизнес или будут «подхвачены» предприятиями РЭК. Также здесь заложены возможности для талантливой молодежи не только реализовать свои проекты, но и обратить на себя внимание со стороны руководителей крупных предприятий кластера.
– Последний вопрос – когда Центр начнет свою работу?
– Официальное открытие – в конце февраля этого года.
Текст интервью размещен с разрешения редакции Бизнес-журнала Республики Башкортостан.
« к началу страницы
|