Российский союз молодых ученых

http://bash.rosmu.ru/activity/events/254.html (версия для печати)

27.02.2008
Республика Башкортостан

26 февраля 2008 г. Первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев совершил рабочий визит в Уфу

В завершение своего визита в Уфу, главной целью которого были социальные вопросы, Первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев ответил на вопросы журналистов. Причем, на пресс-конференцию Дмитрий Медведев пришел не просто VIP-чиновником, а демократично одетым – в джинсах и без галстука. На вопросы отвечал подробно.
Первый вопрос задала обозреватель агентства "Башинформ" Елена Макушина, ее интересовало, какие приоритетные социальные вопросы требуют незамедлительного решения.
Вице-премьер в начале ответа на вопрос подчеркнул, что он остался доволен проведенными мероприятиями в Уфе, знакомством с опытом решения социальных проблем в Башкортостане и вопросами по уходу за пенсионерами, в рамках тех программ, которые существуют по социальной защите.
– Те программы, которые здесь в Отделении Пенсионного фонда были продемонстрированы, показывают, что это совершенно новые условия работы. Самое главное, что они удобны. Это хороший опыт, который позволяет быстро и качественно предоставлять информацию и услуги для пенсионеров не только в городах, но и в глубинке, – заметил вице-премьер.

Ответил он и на другие вопросы журналистов.

Отрывок из Стенограммы беседы Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева с представителями СМИ Приволжского федерального округа 26 февраля 2008 г., в г. Уфе, касающегося вопроса инновационного развития вузов страны.

Вопрос: Сегодня во многом делается ставка на инновационное развитие экономики. Но инновационная экономика – это, прежде всего, экономика знаний. Если посмотреть на первичное звено, которое готовит инноваторов в экономику, на вузы, то их планы часто не соотносятся с ожиданиями экономики, тем более инновационной. Мир вузов никак не связан с системой технопарков, которые создаются сегодня в стране. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы как-то эту ситуацию выровнять?

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, вы затронули очень важную тему. Совершенно понятно, что все, что мы делали в последнее время, в рамках того же самого национального проекта в области образования, было направлено на развитие инновационной составляющей, то есть на технологическую модернизацию, внедрение современных, технологических подходов к решению задач. Ведь, собственно говоря, те же самые гранты, которые мы за последние два года выдали высшим учебным заведениям, – не маленькие гранты, весьма приличные деньги, – должны были пойти именно на внедрение инновационных начал в деятельность этих университетов.

Кому мы эти деньги дали? Тем, кто смог выиграть конкурсы. Значит – тем, кто продемонстрировал свою креативность, способность решать задачи в современном, инновационном ключе. У нас были даже университеты, которые на нас обиделись и говорили: слушайте, ну мы же старый, известный вуз, почему нам не дали? А ровно потому, что был конкурс, и я считаю, что это как раз самое главное, чтобы не было автоматизма в поощрении высших учебных заведений. Чтобы все-таки был внутренний стимул развиваться, чтобы профессорско-преподавательский состав хотел развиваться сам по себе, не ожидая, что государство в конечном счете сделает какие-то инвестиции, а искал бы инновационные темы, а государство просто помогало в этом процессе.

Поэтому проблемы, о которых вы говорите, – отсутствие специалистов, разрыв с производством, коррупция, которая существует в высшем образовании – это, к сожалению, следствие нашей общей неконкурентоспособности. Я не так давно об этом говорил с вашими коллегами, когда мы общались во время предыдущей поездки, по поводу рейтингов наших университетов. Просто обидно становится, что называется, до слез, когда видишь, что наши ведущие университеты на Западе не воспринимаются. Но это – задача не только, так сказать, денежная. Это и задача презентации, потому что мы должны объяснять, почему мы лучшие, почему наша математическая школа, школа программирования, другие естественнонаучные направления, фундаментальные направления, являются серьезными и заслуживают высоких оценок. Мы должны предъявлять результаты.

Как эти результаты превращаются в рейтинги? Да, существуют разные системы. Есть, например, известная система, связанная с цитированием, – если фундаментальные исследования цитируются неким набором серьезных и в научном смысле состоятельных журналов, стало быть, этот университет сразу же приобретает очки. Значит, нам нужно думать о том, чтобы в этом направлении продвигать и российское образование, правильным образом себя предъявлять, позиционировать. Тем более, что у нас фундаментальное образование всегда было очень сильным. У нас никогда не было бизнес-образования, и поэтому, кстати, в рамках той работы, которая по национальным проектам шла и идет, мы решили создать две бизнес-школы, причем мирового уровня. Надеюсь, что это получится. Потому что там сейчас хорошие менеджеры работают, есть достаточно большие средства – и государственные, и целевой капитал, который дал бизнес, есть возможность приглашать иностранную профессуру. Такая задача тоже стоит, чтобы у нас появилось несколько бизнес-школ, которые бы вошли, например, сначала в тридцатку, а потом, может быть, и в десятку бизнес-школ мира. Это то направление, которым мы никогда не занимались. Таких примеров достаточно много. Я считаю, что нужно не на месте сидеть, а двигаться, развиваться. Потому что в тех вузах, где образовательная среда пришла в движение, и заработная плата выше, и гранты получаются, и удовлетворение от работы у преподавателей и студентов гораздо больше.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Дмитрий Медведев считает позорным, что крупнейшие российские вузы не занимают ведущие позиции в рейтинге мировых высших учебных заведений. "Просто постыдно для нашей страны, что ведущие университеты – такие как Московский, Санкт-Петербургский, я уже не говорю о других – Томский, Омский, Екатеринбургский, Нижегородский, не входят ни в первую сотню, ни в первую тысячу университетов", – заявил он, отвечая на вопрос студента на встрече с избирателями в Нижнем Новгороде 27 февраля 2008 г.

"Что, у нас такое образование плохое? У нас очень хорошее образование было. Оно и сегодня вполне приличное, но мы не умеем не только, зачастую, защищать свои позиции, но и предъявлять свои результаты", – полагает он.

Как сообщает РИА Новости, Медведев отметил, что уровень университетского образования в мире определяется не по количеству квадратных метров на студента, не наличием хорошего кампуса или общежития, заработной платой педагогов. "Это все важно, конечно, но это еще связано и с тем, как цитируются студенческие, профессорские работы. Если эти работы входят в ведущие журналы, если объем цитирования высокий, рейтинг университета сразу растет. Значит, приходят деньги, приходят специалисты. Здесь нам нужно учиться работать", – считает Дмитрий Медведев.

Источники:
ИА "Башинформ"
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Вести.Ru