Экспозиция Программы "Робототехника" на первом молодежном Инновационном Конвенте, Москва, 9-10 декабря 2008г
20.10.2022 Подведены очередные итоги Конкурса среди студенческих научных сообществ, направленного на развитие научно-исследовательской деятельности
01.07.2022 1 июля 2022 года в Технопарке универсальных педагогических компетенций Башгоспедуниверситета состоялось подведение итогов грантового проекта Фонда президентских грантов
15.10.2021 Подведены итоги Конкурса среди студенческих научных сообществ, направленного на развитие научно-исследовательской деятельности
07.02.2020 О присуждении в 2020 году грантов Республики Башкортостан молодым ученым – победителям Конкурса научных проектов молодых ученых на соискание грантов Республики Башкортостан
13.01.2020 В детских домах Башкирии в период с 19 декабря 2019 года по 10 января 2020 года проведена программа профессионального и карьерно-жизненного ориентирования подростков "Сделай шаг в свое будущее"
|
|
25.01.2009
Программа “Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России”
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в рамках совершенствования государственной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. Актуальность этой проблемы обусловлена следующими причинами:
• наблюдается сильнейший дефицит качественных молодых инженерно-конструкторских кадров для существующих и развивающихся российских предприятий;
• у молодых людей при поступлении в вузы отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых инженерами и конструкторами, результатом чего становится не осознанный выбор специальности, рост числа молодых людей, не работающих по специальности после вузов;
• доставшаяся нам по наследству система профориентации (дома детского технического творчества, кружки юных техников и т.д.) находится в плачевном состоянии, оборудование и методическая подготовка персонала явно не соответствуют современным требованиям.
Одним из наиболее перспективных путей преодоления кризиса в системе эффективной профориентации в интересах инновационных отраслей является развитие инфраструктуры соревнований по робототехнике среди школьников и студентов. При эффективном менеджменте уже в недалёком будущем система российских робототехнических соревнований способна решить целый ряд важных задач:
• развитие интереса у молодых людей к инженерно-конструкторской специализации (профориентация);
• развитие у молодых людей навыков работы руками, командного взаимодействия;
• отбор молодых людей, продемонстрировавших высокий инженерно-конструкторский потенциал, для работы на ведущих российских профильных предприятиях.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
• содействие процессу совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных и инновационных отраслей;
• внедрение в молодежную среду представлений об инженерно-техническом творчестве как о престижной сфере деятельности, способствующей эффективной реализации личностных жизненных стратегий;
• формирование устойчивого интереса молодежи к инженерно-техническому творчеству;
• формирование слоя молодых инноваторов – молодой технической элиты.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОСТИЖИМЫЕ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "РОБОТОТЕХНИКА" В РЕГИОНЕ
• создание инфраструктуры для реализации программы, включая региональный учебно-тренировочный центр и не менее 20 наставников (менторов) для робототехнических команд;
• формирование 10 робототехнических команд по 25 человек для участия в соревнованиях различного уровня;
• участие команд в Российском робототехническом фестивале;
• участие одной команды в региональных отборочных международных соревнованиях;
• выявление молодых людей, продемонстрировавших высокий творческий потенциал в инженерно-технической сфере.
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
• Федеральный руководитель проекта – координирует работу в рамках проекта, занимается мониторингом исполнения проекта в це¬лом и его качественной оценкой;
• Экспертный совет – занимается оценкой качества заданий для Российского робототехнического фестиваля, учебно-методической документации, программы подготовки команд и их наставников, формирует жюри для Российского робототехнического фестиваля;
Организатор центрального мероприятия, со-координатор про¬екта – занимается разработкой и проведением Всероссийского робо¬тотехнического фестиваля (ВРФ). В рамки его компетенции входит:
• создание концепции (с участием Экспертного совета);
• разработка конкурсных заданий, ориентированных на потребности науки и производства (с участием Экспертного совета);
• создание программы ВРФ, включающей элементы мотивации, обучения, профориентации, трудоустройства;
• формирование жюри ВРФ;
• организация медийного сопровождения ВРФ (с привлечением других партнёров).
Организатор олимпиады для абитуриентов, со-координатор проекта, со-координатор ВРФ – разрабатывает и проводит в рамках ВРФ специальную олимпиаду, по результатам которой победители получают преимущественные права при поступлении в вуз.
Зарубежный партнёр, действующий совместно с российскими партнёрами – представительство программы участия в международных соревнованиях FIRST. В качестве руководителя на первое время реализации проекта предлагается кандидатура Joseph M. Jonson Он находится в подобных проектах более 10 лет и широко известен в среде FIRST.
Общероссийский учебно-методический центр-создает механизм образования команд, поиска педагогов, наставников, консультантов; разрабатывает учебно-методическую документацию и программы подготовки команд и наставников.
Поставщики конструктора – занимаются оснащением команд и образовательных учреждений базовым комплектом для сборки роботов. В том числе, к их компетенции относится разработка/доработка комплекта для сборки роботов разных уровней в соответствии с международными нормами и стандартами, сертификация комплекта в России; создание системы поставок.
Информационные партнёры – занимаются Информационным и PR сопровождением проекта.
Партнеры:
• Вузы предоставляют площади для подготовки команд и менторов (наставников);
• Школы обеспечивают доступ организаторов к молодежи для агитации и формирования команд;
• компании-спонсоры – финансируют проект, спонсируют отдельные команды, предоставляют наставников (инженеров) для команд.
Учебно-тренировочный центр в регионе – формирует и готовит робототехнические команды разного уровня (в соответствии с секциями ВРФ.
Робототехнические команды – формируются в соответствии с уровнями Российских робототехнических соревнований:
• Школы: 6-14 лет;
• Школы: 14-17лет;
• ССУЗЫ, техучилища: 14-9 лет;
• ВУЗЫ: 17-25 лет.
Менторы (тренеры, наставники команд) – Действующие инженеры Российских предприятий и сотрудники соответствующих кафедр Вузов. Обучают более молодых участников команд тому, что умеют сами. Например, помогают научиться работать с конструктором для ботов, а также готовят команды к соревнованиям разных уровней (региональные, всероссийские, региональные международные и т.д.).
ЗАПУСК ПРОЕКТА В РЕГИОНЕ
В процессе запуска проекта необходимо предпринять следующие первоочередные шаги:
1. Создать учебно-тренировочный центр. Данный центр должен служить базой для формирования и последующей подготовки робототехнических команд. Создание таких центров возможно (по договорённости) на базе вузов, техникумов и/или школ региона.
2. Заказать у поставщиков (см. выше) необходимое количество оборудования для учебно-тренировочного центра. В список необходимого оборудования входят:
• Комплект (конструктор) для сборки робота. Представляет собой набор комплектующих, с помощью которого возможно решение широкого круга учебных, научных и инженерных задач. Базовый набор элементов конструктора содержит легко монтируемые механические компоненты, источники питания, электроприводы, модули управления, различные датчики и проч. Конструктор не ограничен строго фиксированной конфигурацией и позволяет использовать практически любые элементы, необходимые для создания современных мобильных роботов. Описываемый проект предполагает изучение и использование как отечественных конструкторов для сборки роботов, так и зарубежных – FIRST – с целью подготовки к участию в отборочных региональных турни¬рах FRC (First Robotics Competition), FTC (first teach Challenge) и FLL\JFII FIRST LEGO League/Junior FIRST LEGO League).
• Арена. Форма и материал, из которого она изготовлена, могут быть разными, в зависимости от вида и правил каждого отдельного соревнования. Например, для соревнования "КЕГЕЛЬ-РИНГ", где за максимально короткое время автономный робот должен выбить из круга все расположенные в нем кегли (обычные жестяные трехсотграммовые банки), арена (ринг) – это круг, вырезанный из ватмана, диаметром 1 м, ограниченный чёрной линией шириной 5 см.
3. Подготовить менторов в количестве 20 человек – по 2 наставника на команду. Их подготовка может быть осуществлена в Общероссийском учебно-методическом центре на тренингах наставников, которые будут проходить регулярно (раз в месяц).
4. Сформировать 10 робототехнических команд по 25 человек. Данному этапу предшествует агитация в школах, где и должен про¬исходить основной отбор молодых людей для участия в проекте. На схеме, приведённой ниже, отображены основные уровни Российских робототехнических соревнований, в соответствии с которыми необ¬ходимо формировать команды. Также, ввиду дальнейшего включения наших соревнований в программу FIRST, на схеме представлены и уровни этого чемпионата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня уже четко определены приоритетные направления развития научно-технологического комплекса России. В вузах появляются и продвигаются соответствующие специальности, все больше внимания уделяется решению сопутствующих материальных и методических проблем. Однако возникает вполне обоснованный вопрос: кто придёт учиться на них через 5,7,10 лет? Что это будут за люди? Ведь ни для кого не секрет, что юноши и девушки в большинстве случаев после школы проявляют наибольший интерес к тем специальностям, на обучение которым легче всего поступить или которые лучше всего раскручены. Но сравнительно немногие, менее 20% от общего числа выпускников, реально специализируются затем в выбранной профессии. Если такая тенденция сохранится и в дальнейшем, ни о какой инновационной трансформации российской экономики или возрождении отечествен¬ной инженерно-технической сферы говорить не приходится – всем этим просто некому будет заниматься. Чтобы справиться с ситуацией, в России должны возникнуть качественно новые системы, решающие задачи отбора молодых людей, которые имеют склонность к работе в высокотехнологических отраслях, закрепления и развития их интереса к этому направлению деятельности и, конечно же, формирования на глазах у их сверстников успешных жизненных стратегий.
Система Российских робототехнических соревнований позволит в короткие сроки решить эти задачи. Это очень эффективный инструмент по возвращению массового интереса молодёжи к научно-техническому творчеству. Напомним, что в СССР существовали так называемые станции юных техников. Они предоставляли своим воспи¬танникам достаточно реальную возможность попробовать найти себя и научиться делать что-то своими руками. Программа "РОБОТОТЕХНИКА" возвратит такую возможность молодым людям современной России на уровне, в полной мере отвечающем мировому развитию науки, техники и технологии нашего времени.
Дополнительно: Официальный сайт Программы выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" и первого Всероссийского робототехнического фестиваля http://www.robosport.ru
Приложение: Затраты на реализацию проекта в одном регионе
zatraty_na_realizaciyu_proekta_v_odnom_regione.doc (49.50 Kb)
Темы:
Конкурсы
« к началу страницы
|