Российский союз молодых ученых
Республика Башкортостан
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Официальный информационный портал Республики Башкортостан

Официальное сообщество ВКонтакте http://vk.com/bash.rosmu

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2017.

Rambler's Top100


00:37
20
ноября
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Сайт: bash.rosmu.ru – Официальный информационный ресурс молодых ученых Республики Башкортостан, также осуществляет интеграцию Советов молодых ученых (СМУ) высших учебных заедений и научных учреждений РАН, расположенных на территории Республики Башкортостан
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о докторантуре
Книга знаний РоСМУ

Официальный сайт Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан – bash.rosmu.ru – победитель Конкурса интернет-проектов "Цифровая страна" ОАО "Ростелеком" в номинации "За вклад в развитие научного интернет-сообщества Республики Башкортостан"
ГлавнаяСобытия
Версия для печати
Научное общество учащихся (НОУ) – советская форма внеклассной работы
Научное общество учащихся (НОУ) – советская форма внеклассной работы

Другие материалы

06.07.2017
В Уфе прошло награждение победителей Конкурса на лучшую научную работу молодых ученых вузов и научных учреждений Республики Башкортостан 2017 года

27.07.2016
В Уфе прошло награждение победителей Конкурса на лучшую научную работу молодых ученых вузов и научных учреждений Республики Башкортостан 2016 года

18.02.2016
О выделении в 2016 году грантов Республики Башкортостан победителям Конкурса научных работ молодых ученых и молодежных научных коллективов

08.02.2016
В Башкортостане в День российской науки молодым ученым и научным коллективам вручили гранты

13.11.2015
Региональное отделение Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, 11-13 ноября 2015 года в Москве, приняло участие в Международных сборах лидеров общественного мнения: "Москва – Минск – Белград – Астана"


28.10.2009

НОУ – хорошо забытое старое?!

Научное общество учащихся (НОУ) – советская форма внеклассной работы со школьниками, которая хорошо приживается и в новых условиях.

В последнее время все более актуальной становится проблема интеллектуального образования учащихся, как потенциального фонда образованных людей современного российского общества. НОУ – ре­альные детские объединения, которые формируют у детей ценностно-значимые ориентиры и воспитывают активную жизненную позицию. НОУ – это образовательные структуры для творчески одаренных детей, формирующие навыки самостоятельной исследовательской деятельно­сти, углубляющие знания в образовательных областях, обеспечивающие социальную адаптацию и профессиональное самоопределение.

Поддержка и развитие интеллектуального потенциала и творческой инициативы учащихся средствами научно-исследовательской деятельности – еще одно из важных направлений интеграции основного и дополнительного образования.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ (НОУ)

Общие положения
Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.
Высшим органом НОУ является собрание НОУ. Собрание проводится в начале учебного года, на нем утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается план работы на год.
Общее собрание НОУ проводится два раза в год. Заседание совета НОУ – 1 раз в четверть. Занятия в секциях проходят один раз в месяц. Научно-исследовательская конференция школы проводится 1 раз в год в марте.

Цели и задачи НОУ

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Основные направления работы

  • Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
    Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  • Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  • Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  • Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
  • Редактирование, издание ученических научных сборников.

Устав НОУ
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ неограничен.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • Получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-практической конференции в своем учебном заведении;
  • Представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, участвующий в НОУ, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • Строго выполнять требования к оформлению научной работы.

Запись в научное общество определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников. Записываясь в научное общество учащихся, ученик пишет заявление.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.

Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, которые будут проводить занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы и познавательные занятия.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Общая информация
У начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работы. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Это значительно снижает научную активность начинающих исследователей и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.

Школьные научные работы могут быть поискового и исследовательского характера, выполненные индивидуально или в группе.

Общая схема хода научного исследования:

  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор методов (методик) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обобщение результатов исследования.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Как грамотно автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость. Школьники должны уметь объяснить актуальность проблемы с точки зрения практической необходимости и теоретической значимости.

Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели, объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Следующий этап – собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу.

Параллельно с этим этапом по мере получения промежуточных результатов исследования необходимо апробировать проведенное исследование (это публикация печатных работ, выступление с докладами по проблеме исследования на различных конференциях).

Заключительный этап любого научного исследования – работа над литературным сочинением и оформление работы.

Общие требования к оформлению исследовательских работ
Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, шрифтом 14, на одной стороне листа.
При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.
Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго.
Завершенная печатная работа сшивается брошюратором, степлером, скоросшивателем.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

1. Титульный лист содержит:

  • название конференции, секции;
  • название доклада;
  • место проведения, год;
  • сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс);
  • сведения о научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы);
  • Ф.И.О. школьного учителя.

2. Введение
Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении всегда требуется отразить следующие пункты:

  • определение темы работы;
  • обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;
  • определение границ исследования (предмет, объект, хронологические или географические рамки);
  • определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
  • определение теоретических основ, этапов и методов исследования.

Объем введения – не более 2 страниц машинописного текста.

3. Основное содержание
В основной части работы также можно выделить стандартные разделы (главы). В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента.

Объем основного содержания – не более 10-12 страниц.

4. Выводы (заключение)
Выводы или заключение – неотъемлемая часть научной работы.

В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного – трех пунктов.

Объем заключения – не более 1-2 страниц.

5. Список литературы
Работа завершается списком используемой литературы. Возможно размещение литературных источников по мере их использования в работе. Наиболее распространенным вариантом оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников.

Библиографическое описание литературного источника включает имя автора, название работы, издательство, год, число страниц. Например:

Манолов К. Великие химики. – М.: "Мир", 2005. – 214 с.

Тезисы – это основное содержание исследовательской работы, изложенное по пунктам. Объем тезисов не должен превышать 1-2 машинописные страницы. Текст тезисов должен содержать следующие требования:

  • название работы;
  • сведения об авторе;
  • актуальность;
  • новизну;
  • практическую значимость;
  • краткое содержание проведенного исследования.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

1. Устный доклад
Для доклада на конференции предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось "сказать всё". После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы.

Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

Несколько советов докладчику:

  • необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)...", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью ..." и т.п.;
  • далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;
  • следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе;
  • закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";
  • далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

2. Стендовый доклад
Такая форма представления исследовательской работы предполагает демонстрацию ее на стенде. Для этого участнику публичного выступления предоставляется место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

  • цель работы;
  • основные методы и способы, используемые в работе;
  • полученные результаты и выводы.

Проспект работы может демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, иллюстрирующих проведение исследований с пояснениями, а также раздаточных материалов.

3. Презентация
С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация – это оживший буклет или каталог. Только если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе – вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации – максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

Презентации можно условно разделить на несколько видов:
1. Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению эксперимента, рассказывает о ходе исследований и работе над проектом, о научных руководителях, об интересах авторов работы, их семье и учебе.
2. Флэш-презентации – это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Интернете.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.
Критерии, используемые жюри и экспертными комиссиями для оценки школьных исследовательских работ:

  • актуальность поставленной задачи;
  • новизна;
  • элемент исследования;
  • достижения автора;
  • эрудиция автора;
  • значимость исследования;
  • иллюстрации;
  • изложение доклада;
  • библиография.

« к началу страницы