Российский союз молодых ученых

http://bash.rosmu.ru/activity/events/692.html (версия для печати)

14.08.2010
Республика Башкортостан

В Институте права Башгосуниверситета прошел Месячник студенческой науки

Последние месяцы учебного года научная жизнь Института права по-настоящему "била ключом": мероприятия в рамках Месячника студенческой науки, проведение которого было утверждено распоряжением директора института, одно за другим сменяли друг друга. Сегодня мы подводим итоги всего произошедшего.

Как и было предусмотрено, первоначально Месячник развернулся на местах. Невидимая, но важная работа – мониторинг научного потенциала студентов – проводилась дирекцией, преподавателями, методистами. Учитывалась успеваемость по итогам сессий, активность студентов на семинарах и практических занятиях, участие в общественных делах на факультете. Так сформировался стержень аудитории, на которую были направлены запланированные мероприятия. "Закадровая" деятельность была осуществлена оперативно, и мы – активисты Научного общества молодых исследователей – приступили к активным действиям по привлечению студентов к науке.

Первым важным событием Месячника стала лекция-презентация о научной деятельности студентов в Институте права. Председатель Научного общества молодых исследователей Арсен Хатипов рассказал о практической пользе науки в жизни студента – юриста, об институтском научном сообществе и направлениях его деятельности. Затем представители научных кружков разных кафедр Института права презентовали свои объединения. Как и кружки, так и их презентации отличались своим особым стилем. Для аудитории были освещены основные направления деятельности научного кружка гражданского права и научного кружка уголовного права, истории государства и права и криминалистики. И названное – только малая часть того, что прозвучало на лекции. Направленности в научной деятельности в Институте права могут быть различны, учитывают интересы и специализацию студентов, поэтому от каждой кафедры выступил преподаватель, ответственный на ней за студенческую науку. По результатам услышанного и увиденного, можно сказать, что возможности студента к самореализации в науке обширны, и, в сущности, зависят от его желания. Уже в завершении мероприятия заинтересовавшиеся студенты могли оставить свои контактные данные для подключения к электронной рассылке НОМИ, чтобы получать полезную информацию о текущих научных событиях. На сегодня на нее подписаны более 350 студентов и аспирантов.

Следующими мероприятиями по плану были два неразрывно связанных друг с другом семинара: для студентов – "Как написать научную статью?" и для преподавателей – "Как осуществлять научное руководство?" Они были посвящены ключевым позициям во взаимодействии студента и научного руководителя, попытались дать ответ на вопросы формы и содержания: как выбирать тему для научной статьи и как ее собственно написать.

По праву, самым азартным мероприятием Месячника можно назвать первые Интеллектуальные игры Института права. В них студенты 1-4 курсов смогли проявить свои способности на новом уровне, вне рамок учебного процесса. Отборочный этап игр проходил между командами одного курса, и так или иначе результаты его можно было предвидеть. Но исход финальной игре не решался предсказать никто. По ее итогам 1 место заняла команда 3 курса специальности "Международные отношения" (Курбанов Руслан, Ширгазина Эльза, Зайниева Эльвина, Акрамова Алина, Тукаева Индира, Соломко Анастасия), 2 место – команда 1 курса специальности "Юриспруденция" группа "И" (Низамова Гузель, Насибуллина Юлия, Ефремов Виталий, Алексашин Дмитрий, Кирханова Диана, Мансуров Артем), 3 место заняла команда 2 курса специальности "Юриспруденция" группа "Ж" (Байтимирова Аэлита, Рахматуллин Урал, Гайфуллина Нурия, Маликов Айвар, Фаррахова Альбина, Зиннатуллина Альфия). Безусловно, борьба за первенство в Интеллектуальных играх была сильна, и их победители достойны триумфа. Но и те команды, которые не стали призерами, получили в награду незаменимое: младшие посоревновались со старшими и набрались опыта, старшие же имели возможность позаимствовать у младших задор и легкость мысли. Думаю, это пригодится им в следующем году на вторых Интеллектуальных играх Института права.

Одним из главных итогов Месячника стал выход сборника "Студенческая юридическая наука". В нем опубликовано более 60 статей, в числе авторов появились новые имена. А это – показатель успеха проведенного Месячника студенческой науки. Впрочем, никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Как говорил один из героев знаменитого романа В. Каверина: "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" И пусть прошедший Месячник станет ключом в мир науки для многих студентов и найдет свое продолжение в следующем учебном году.

Кстати, на протяжении Месячника в официальном издании Института права "Перспектива" публиковались методические статьи о том, как написать научную статью, как выиграть грант или конкурс научных работ, материалы, разъясняющие, что такое научная деятельность студента и для чего она ему нужна, статьи о ярких молодых исследователях, как о примерах для подрастающего поколения. Что же побудило их заниматься наукой? – поинтересовались мы у тех, кто уже добился успехов в науке, и для этой статьи.

Алия Гарипова, победитель конкурса "Лучший аспирант года Института права":
– Отвечая на этот вопрос, соглашусь с Гансом Селье, который в своей книге "От мечты к открытию: Как стать ученым" писал примерно так. Когда люди начинают заниматься наукой, они руководствуются разными мотивами. Есть "ученые", работающие ради денег, власти и общественного положения. Но добиться всего этого можно более надежными путями. В наши дни научные достижения приносят немалое признание. И все же ни слава, ни потенциальная польза науки не являются единственными притягательными сторонами. Главная "польза" исследования в том, что оно доставляет нам удовольствие. Этот тип деятельности наиболее близок к процессу творчества. Разумеется, если вы еще не испытали этого чувства, описание лишено смысла. Если же вы с ним знакомы, такое описание, в общем-то, не нужно. Предвкушение удовольствия предшествует научному открытию, и каждый, кто, в конечном счете стал ученым, должен был ранее это смутно предчувствовать, иначе ему не пришло бы в голову посвятить себя науке.

Ксения Борисова, победитель конкурса "Лучший студент года Института права":
– Считаю, что заниматься наукой современному студенту скорее даже необходимо. Ведь, исследуя ту или иную проблему при написании статьи, готовясь к конкурсу или олимпиаде, участвуя в конференции или брейн-ринге, мы развиваем все те навыки, которые так полезны для юриста: способность анализировать, аргументировать свою точку зрения, убеждать, четко выражать свои мысли. К тому же, будущий работодатель обязательно обратит внимание на все научные достижения студента. Грамоты, сертификаты и дипломы станут свидетельством вашего трудолюбия, любознательности и желания совершенствовать свои знания.

Алия Зарипова, призер конкурса "Лучший аспирант года Института права":
– Желание заниматься наукой возникло у меня еще в студенческие годы. Вот и сейчас рамках разработанной тогда тематики, продолжаю свои исследования, обучаясь в аспирантуре. Ведь всегда интересно узнавать что-то новое, неизведанное. Изучая материалы на иностранном языке, с помощью сравнительно-правовых исследований, я удовлетворяю свой научный интерес. Наука помогает избегать поверхности в суждениях. Рада тому, что благодаря деятельности нашего научного общества многие ребята еще во время студенчества вовлекаются в науку.

Алина Мустафина, призер конкурса "Лучший студент года Института права":
Занятие наукой – это перспективы в жизни, можно многого добиться.
Наука – это возможность совершить открытие. Наука – это восхищение красотой закономерности,
Простое любопытство, желание приносить пользу, потребность в одобрении, ареал успеха, боязнь скуки.
Желаю всем ребятам совершать множество открытий в различных направлениях науки, реализуя свои идеи!

Алия Гарипова