26.01.2011
Региональное отделение Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан приняло участие в Круглом столе с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко и Президентом Республики Башкортостан Рустэмом Хамитовым
Члены Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан (РоСМУ в РБ) – Председатели Советов молодых ученых государственных вузов Республики Башкортостан, Уфимского научного центра Российской академии наук и Академии наук Республики Башкортостан принявшие участие в Круглом столе с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко и Президентом Республики Башкортостан Рустэмом Хамитовым:
Кулуев Булат Разяпович – УНЦ РАН.
Султанмуратов Ильгиз Замфирович – АН РБ.
Пескова Динара Рустемовна – БАГСУ.
Баулин Олег Александрович – УГНТУ.
Ахметзянов Дмитрий Альбертович – УГАТУ.
Тарасенко Олеся Сергеевна – БГПУ
Стрижков Алексей Евгеньевич – БГМУ.
Важдаев Константин Владимирович – УГАЭС.
Назыров Айрат Дамирович – РоСМУ в РБ.
Во время делового визита в Башкирию министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко встретился с ректорами вузов, молодыми учеными Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан (РоСМУ в РБ) и директорами ссузов и профучилищ. Встреча в формате круглого стола происходила в УГАТУ, в ней принял участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Александр Школьник, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, и.о. Министра образования Республики Башкортостан Зугура Рахматуллина. Все внимание собравшиеся уделили вопросам вокруг ФЗ-83, а именно возможности превратиться из бюджетополучателя в автономное учреждение. Федеральный министр доказывал и обосновывал свою позицию: "Профессиональное образование должно быть объединенным с экономикой, то есть давать реально необходимое количество и качество специалистов".
– Школы любого звена зависят от демографии. Количество поступающих увеличится в 2020 году. Но до этого мы не будем сидеть и ждать, когда придет спрос на любое высшее образование. Это не выход. Например, сегодня ваши вузы ежегодно выпускают до 4,5 тысячи учителей. Реальная потребность в них – одна тысяча, – сказал федеральный министр. – У меня есть соображения, как выйти из этой ситуации. Ими я хочу поделиться с вами. Высшее образование должно быть интегрировано с промышленностью, наукой, экономикой. Обособленность ни к чему хорошему не привела, сейчас мы пожинаем ее плоды. 83-й закон направлен на то, чтобы учебные заведения выпускали востребованных людей.
Это мнение поддержал Рустэм Хамитов: "Людям нужна работа. Повсюду, куда ни приедешь, люди требуют – не просят, а требуют: дайте нам рабочие места!"
Вопросы министру задавали и директора профучилищ. Их беспокоит, что большинство сельских ПУ не смогут получить статус лицея и выдавать дипломы государственного образца, соответственно, количество желающих обучаться в них уменьшится.
– А что, разве сейчас профобразование привлекательно? – парировал Андрей Фурсенко. – Сложилась такая ситуация, что туда в основном идут люди, которым больше некуда деться. И там мы как бы передерживаем молодежь, пока они не пойдут в армию или не выйдут замуж, – заявил Андрей Фурсенко. – Чтобы работать на комбайне или в животноводческом комплексе, не нужно три года учиться, достаточно одного, это утверждают специалисты. Сельские профучилища должны превратиться в центры профподготовки, прикрепленные к крупным сельхозпредприятиям.
Также, в этот же день 26 января 2011 г., в Уфе прошло совещание руководителей органов образования субъектов Федерации округа. В нем приняли участие Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Александр Школьник.
Участники форума посетили ряд инновационных школ, в том числе Республиканскую гимназию-интернат им. Газиза Альмухаметова, а также Башкирскую республиканскую гимназию-интернат №1 им. Рами Гарипова, на базе которой была открыта экспериментальная площадка "Становление педагога, работающего с одаренными детьми".
Руководители министерств и департаментов образования из регионов ПФО посетили Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, где ознакомились с работой информационно-образовательного портала Республики Башкортостан и опытом взаимодействия вуза с образовательными учреждениями по поддержке талантливых и одаренных детей.
В пленарной части форума прошел "круглый стол" на тему "Развитие региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". В ходе мероприятия были отмечены основные особенности работы по поиску и поддержке одаренной молодежи в Республике Башкортостан. В регионе действует 134 инновационных учебных заведения, в которых обучается 88 тысяч детей – по этому показателю Башкортостан считается одним из лидеров в стране. Так, доля школьников, обучающихся по инновационным методикам, в России составляет в среднем 13%, а в Башкортостане 20%.
Как сказал Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, главное сегодня создать мотивации для всех участников учебного процесса: для ребенка, для педагога и для родителей. Было отмечено, что, занимаясь подготовкой одаренных школьников, учителя не должны забывать и об отстающих. Педагог, "сделавший" из хронического двоечника "хорошиста", заслуживает не меньшей похвалы, чем его коллега, воспитавший вундеркиндов.
Состоявшееся совещание, по мнению его участников, стало эффективной площадкой для обмена опытом и распространения наиболее успешных практик в сфере работы с талантливыми и одаренными детьми.
Справка к совещанию по образованию субъектов Приволжского федерального округа 26 января 2011 года.
Дополнительная информация к совещанию руководителей органов исполнительной власти субъектов ПФО, осуществляющих управление в сфере образования, на тему "Развитие региональной системы поддержки талантливых и одаренных детей в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Каждый пятый школьник Башкортостана обучается в инновационной школе
Система общего образования Республики Башкортостан включает 1817 общеобразовательных школ и школ-интернатов всех типов и видов, в том числе 134 инновационные школы. Количество обучающихся составляет 437745 человек, в том числе обучающихся в инновационных учреждениях – 87958 человек (20,1 % от общего числа школьников).
Каждая десятая школа реализует инновационные программы
В число инновационных школ входят 82 гимназии (54302 чел.), 50 лицеев (33011 чел.), 2 кадетских учреждения (645 чел.). Кроме того, в республике функционируют 18 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов с контингентом обучающихся 15594 человека.
В рамках ПНПО в 2007 году – 13, в 2008 году – 18, в 2009 году 14 лицеев и гимназий Башкортостана стали победителями Всероссийского конкурса "Лучшие школы" и получили грант в размере 1 млн. рублей.
Башкортостан активно включился в программу "Наша новая школа"
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан утвержден план мероприятий по модернизации общего образования и реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы, одним из ключевых направлений которой является развитие системы поддержки талантливых детей.
Итоги 2010: по числу победителей Всероссийской олимпиады школьников Башкортостан в первой десятке
По итогам 2010 года Башкортостан впервые вошел в десятку лучших регионов Российской Федерации по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Число победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников возросло с 13 обучающихся в 2005 году до 32 в 2010 году.
Представители республики в последние годы успешно выступали в международных олимпиадах в составе сборных команд Российской Федерации. "Серебряными" призерами стали: Ефремова Вера, СОШ №12 г.Стерлитамак (география, Австралия, 2005 г.); Мансуров Тимур, СОШ №130 г.Уфа (химия, Корея, 2006 г.); Лисицкий Дмитрий, Белорецкая средняя общеобразовательная компьютерная школа (естественнонаучная олимпиада юниоров, Китай, 2007 г.), "бронзовым" призером – Банников Андрей, гимназия №1 г.Салават (информатика, Мексика, 2006 г.);
Успехи школьников Башкортостана
В 2009/2010 учебном году школьники республики заняли в чемпионате России по стендовому судомоделизму все призовые места, 2 место – в международном слете по пешеходному туризму.
В рамках реализации ПНПО с 2006 по 2010 год по направлению "Государственная поддержка талантливой молодежи" 616 молодых людей стали лауреатами премий, по количеству лауреатов за 2007-2010 годы республика находится на III месте в Приволжском федеральном округе и входит в десятку лидеров в стране.
В республике действует собственная система развития системы поддержки талантливых детей.
В рамках целевой программы "Одаренные дети" Президентской программы "Дети Республики Башкортостан" осуществляется работа по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей через систему различных мероприятий.
С 1999-2000 учебного года в целях усиления государственной поддержки особо одаренных учащихся, добившихся высоких результатов в учебе, творческой деятельности и спорте, учреждены ежемесячные стипендии Президента Республики Башкортостан 100 учащимся.
В большинстве районов и городов также приняты муниципальные программы поддержки одаренных и талантливых детей.
Традиционно организуется конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Башкортостана. Третий год подряд проходит республиканская научно-практическая конференция "Ломоносовские чтения".
Проводится ряд интеллектуальных соревнований для школьников регионального уровня: дистанционная олимпиада по математике, открытая олимпиада "Путь к Олимпу" по предметам естественно-математического цикла, турнир "Кубок Башкортостана по физике", конкурс творческих работ ко Дню Республики и другие.
Инновационные технологии охватывают все уровни образования
В республике сложилась единая система конкурсов по информационным технологиям, охватывающая все уровни образования: "КРИТ", "Лучший сайт образовательного учреждения", "Лучший кабинет по информационным технологиям", "Молодежь и Мир".
Система образования Башкортостана отражает культурное многообразие России
Создана специальная система выявления и поддержки талантливой молодежи из национальной культурной среды. Олимпиадное движение охватывает шесть языков – башкирский, русский, татарский, марийский, чувашский и удмуртский.
Традиционные мероприятия – Республиканские конкурсы юных сказителей эпоса "Урал батыр", а также конкурс сочинений на родных языках, в 2010 году пополнились Республиканским конкурсом исполнителей сказок народов мира на башкирском языке "Здравствуй, здравствуй, сказка!" и Форумом, посвященным Международному дню родного языка, письменности и культуры, в рамках которого состоялся фестиваль национальных культур.
Ежегодно, как итог всех олимпиад и конкурсов, проводится республиканский форум одаренных детей "Надежда Башкортостана", где проходит церемония чествования наиболее отличившихся одаренных детей и их педагогов-наставников.
Создан республиканский банк данных "Одаренные дети". Ежегодно проводится диагностика и мониторинг одаренности учащихся школ республики по методике "Экспресс-диагностика".
В 468 общеобразовательных учреждениях на III ступени общего образования организовано обучение по 13 профилям.
По итогам 2009-2010 учебного года 766 выпускников награждены золотыми медалями "За особые успехи в учении", 1586 – серебряными медалями (2,84 % и 5,89 % от общего числа одиннадцатиклассников).
Укрепляется материальная база работы с одаренными детьми. С 2007 по 2010 гг. осуществлена реконструкция Башкирской республиканской гимназии-интерната № 1 им. Р.Гарипова, Республиканской художественной гимназии-интерната им.К.Давлеткильдеева, Республиканской гимназии-интерната им.Г.Альмухаметова; проведен капитальный ремонт и ведется строительство спортивного комплекса Республиканской школы-интерната №5 среднего (полного) общего образования спортивного профиля. Введены в строй новые здания муниципальных инновационных общеобразовательных учреждений: башкирской гимназии № 158 им. М.Карима г.Уфы, гимназий Аскинского, Зилаирского районов, Нефтекамской, Белебеевской башкирских гимназий; проведена полная реконструкция зданий 17 гимназий и лицеев. Всего на строительство, реконструкцию и ремонт зданий инновационных школ было выделено 3 млрд.рублей.
Система профессионального образования Республики Башкортостан
Обладает значительным инновационным, творческим потенциалом, что позволяет гибко реагировать на изменения в отраслях экономики, совершенствовать сеть учреждений, оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров.
На базе 15 учреждений начального и среднего профессионального образования республики, являющихся победителями конкурса инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта "Образование", развернута подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов высокотехнологичных производств для промышленности, аграрного сектора и социальной сферы. Привлечены 1,45 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 913,3 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан и средств работодателей – 470,4 млн. рублей. Данные средства были направлены на модернизацию учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования.
Сегодня в Республике Башкортостан активно прорабатываются инициативы по созданию образовательных кластеров. Равноправными участниками кластеров являются практически все ведущие вузы Республики Башкортостан, отраслевые предприятия и организации при координирующей роли отраслевых министерств и ведомств.
В настоящее время в вузах начата работа по созданию малых предприятий и индустриальных парков, деятельность которых неразрывно связана с научными разработками, инновационными идеями. В государственных вузах создано 38 инновационных структур.
Государственные вузы Республики Башкортостан за последние 5 лет привлекли на научно-исследовательские работы из различных источников более 2,5 млрд. рублей. За последние годы численность аспирантов увеличилась в 4 раза, кандидатов наук – в 1,6 раза, докторов наук – в 2,5 раза, количество патентов и авторских свидетельств возросло почти в 2 раза, инновационных структур при государственных вузах – в 1,9 раза.
В Республике Башкортостан создана собственная система мер поощрения талантливой учащейся и студенческой молодежи
Учреждены:
в 1999 году – стипендии Президента Республики Башкортостан для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, проявивших выдающиеся способности и добившихся высоких результатов в учебной и научной деятельности;
в 1995 году – премии имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры;
в 2002 году – государственные республиканские молодежные премии в области науки и техники. в 2006 году стипендии имени Мустая Карима за особые достижения в литературном творчестве;
в 2006 году – стипендии имени Мифтахетдина Акмуллы для студентов pf успехи в области изучения родных языков народов Башкортостана;
в 2006 году – 30 ежегодных грантов молодым ученым и молодежным научным коллективам Башкортостана в размере 60 тысяч рублей каждый;
в 2010 году – гранты Президента Республики Башкортостан для обучения в зарубежных образовательных и научных центрах;
с 2011 года – 30 ежемесячных стипендий Правительства Республики Башкортостан для учащихся учреждений начального профессионального образования.
Республиканские олимпиады в рамках Национального приоритетного проекта "Образование":
Республиканская студенческая экономическая олимпиада,
Республиканская студенческая юридическая олимпиада,
Республиканская студенческая экологическая олимпиада.
Ежегодно в этих олимпиадах участвуют более 500 студентов из более чем 20 вузов и филиалов вузов.
С 1995 года количество студентов участников научно-исследовательских работ увеличилось с два с лишним раза, а количество наград, полученных студентами на олимпиадах, конкурсах, выставках почти в шесть раз.
За три последних года 66 студентов вузов получили премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
В последние годы студенты привлекаются к научно-исследовательской в инновационных структурах, функционирующих при вузах (технопарках, межвузовских центрах трансферта технологий, малых предприятиях и др.). Из 70 тыс. студентов дневного отделения государственных научной работой активно занимались в 2010 году 19 тысяч человек. Ими опубликовано 6,9 тысяч научных публикаций.
По инициативе Министерства промышленности и инновационной политики РБ в 2009 году в рамках Года поддержки и развития молодежных инициатив проведены Дни молодежной науки в Республике Башкортостан. В них приняли участие свыше 13 тысяч человек – молодые ученые и студенты ссузов и вузов Республики Башкортостан, а также Приволжского федерального округа, Москвы и Московской области.
Активное развитие олимпиадное движение получило среди студентов учреждений среднего профессионального образования республики.
В 2010 году количество первых и призовых мест на Всероссийских конкурсах и олимпиадах, занятых студентами ссузов республики выросло в сравнении с 2009 годом на 17% и составило 276, на международных – на 61% и составило 98.
Ежегодные Спартакиады среди студентов и учащихся учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования Республики Башкортостан проводятся по 15 видам спорта.
Ежегодно проходит фестиваль художественного творчества студентов учреждений высшего профессионального образования "Студенческая весна". В фестивале участвуют более 20 вузов и филиалов с охватом более 5 тысяч студентов. Среди студентов учреждений среднего профессионального образования ежегодно проводится Республиканский фестиваль художественного творчества "Студенческие встречи".
Источники:
ИА "Башинформ"
Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Пресс-служба Правительства Республики Башкортостан
|