Российский союз молодых ученыхhttp://bash.rosmu.ru/activity/events/997.html (версия для печати) |
31.10.2012
В Общественной палате Республики Башкортостан прошел Открытый Научно-практический семинар "Формирование ключевых компетенций в условиях интеграции основного и дополнительного образования"31 октября 2012 г. в 16:00 часов в Общественной палате Республики Башкортостан прошел Открытый Научно-практический семинар «Формирование ключевых компетенций в условиях интеграции основного и дополнительного образования».
Организатором мероприятия выступили: Комиссия по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Республики Башкортостан, Региональное отделение Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, Отдел образования Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан и МБОУ ДОД «Станция юных техников» Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В работе Научно-практического семинара приняли участие и выступили экспертами представители: Министерства образования Республики Башкортостан, Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, члены Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан, представители государственных вузов республики, члены Общественной палаты Республики Башкортостан, члены Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан. Также приняли участия: преподаватели вузов, молодые ученые, учителя, педагоги дополнительного образования, родители обучающихся и сами учащиеся. Основными докладами выступили:
Стрижков Алексей Евгеньевич – заместитель председателя по научно-образовательной и инновационной деятельности Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, кандидат медицинских наук, доцент ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет». «С чего начать научную деятельность. Практические приемы научной деятельности».
Курамшина Наталья Георгиевна – председатель научно-экспертного Совета Комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, доктор биологических наук, профессор. «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях». Мухамадеева Елена Фарважовна – директор МБОУ ДОД «Станция юных техников» Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заслуженный учитель Республики Башкортостан. «Цели и задачи Открытого Научно-практического семинара. Интеграция образовательного процесса». Елизарьев Алексей Николаевич – председатель Совета молодых ученых ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», кандидат технических наук, доцент, Председатель местного отделения Российского союза молодых ученых городского округа город Уфа Республики Башкортостан, член Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан. «Роль молодых ученых в интеграции образования и науки в образовательных учреждения Республики Башкортостан». Гильманова Марина Леонидовна – учитель физики МБОУ СОШ №128, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Станция юных техников» Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан. «Домашние экспериментальные задания» (из опыта работы). С заключительным словом выступил Назыров Айрат Дамирович – председатель Комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Республики Башкортостан, председатель Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, кандидат биологических наук, доцент. Он отметил, что педагогами в кружках и секциях «Станция юных техников» и «Станция юных натуралистов» в советское время работали не школьные учителя, а молодые ученые – кандидаты наук. Именно благодаря детской научно-исследовательской работе в подобных кружках и зарождается интерес к науке. – В те времена была выстроена четкая вертикаль роста кадров научной молодежи. Будущих ученых готовили со школьной скамьи (также как и будущих спортсменов), начиная со станций юных техников и натуралистов. Вспомните, оттуда же выходили великие конструкторы, биологи и др. В каждой школе также обязательно существовала особая форма внеклассной работы со школьниками – Научное общество учащихся (НОУ). Сейчас, конечно, все это можно встретить, но зачастую деятельность подобных структур ведется только ради отчетности, во многих случаях там уже нет никакой научно-исследовательской работы, что является следствием недофинансирования подобных детских организаций. Поставленная проблема на открытом семинаре – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательное учреждение должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда обучаемые могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Смысл образовательного процесса с позиций компетентностного похода заключается в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся. В работе семинара, также прозвучал ориентир на формирование новых подходов к содержанию школьного и дополнительного образования (на успешном экспериментальном примере МБОУ ДОД «Станция юных техников» Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан). Один из них – это радикальные изменения образовательного пространства школы на основе компетентностного подхода. Суть развития состоит в том, чтобы в условиях общеобразовательной школы, средствами интеграции основного и дополнительного образования, сформировать у учащихся систему ключевых компетенций, не меняя при этом миссию школы, а именно «Адаптивная школа для всех категорий учащихся». Базовое (основное) и дополнительное образование рассматриваются как равноправные взаимодополняющие друг друга компоненты, создающие единое образовательное пространство, необходимое для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы. В разделе "Фотохроника" доступны фотографии с прошедшего мероприятия. Темы: Семинары |