Российский союз молодых ученых
Республика Башкортостан
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Централизованный информационный портал Республики Башкортостан

Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100
-->


16:43
26
апреля
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Сайт: bash.rosmu.ru – Официальный информационный ресурс молодых ученых Республики Башкортостан, также осуществляет интеграцию Советов молодых ученых (СМУ) высших учебных заедений и научных учреждений РАН, расположенных на территории Республики Башкортостан
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Официальный сайт Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан – bash.rosmu.ru – победитель Конкурса интернет-проектов "Цифровая страна" АО "Ростелеком" в номинации "За вклад в развитие научного интернет-сообщества Республики Башкортостан"
Главная
Версия для печати
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, первый Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета Ахметзянов Дмитрий Альбертович
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, первый Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета Ахметзянов Дмитрий Альбертович

Другие материалы

14.01.2013
Совет молодых ученых Института математики с вычислительным центром УНЦ РАН является общественным органом при дирекции института, основной задачей которого является привлечение талантливой молодежи к научной работе и закрепление молодых научных кадров

18.12.2012
Тренды в образовательной среде (памятка для вуза)

16.11.2012
Деятельность Совета молодых ученых Ботанического сада-института УНЦ РАН направлена на эффективную реализацию творческого потенциала молодых ученых, аспирантов и специалистов и поиски новых путей решения организационных научно-технических проблем

24.10.2012
В Институте этнологических исследований УНЦ РАН более 40% коллектива составляют молодые кадры. С целью объединения и координации деятельности молодых ученых Института в январе 2001 г. был создан Совет молодых ученных

16.09.2012
Молодые ученые Института нефтехимии и катализа РАН участвует в фундаментальных исследованиях в области нефтехимии и в разработках новейших химических технологий для научного обеспечения развития химической и нефтехимической отраслей промышленности


28.02.2011

Совет молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета провел исследование в Инновационной составляющей Российского инженерного образования в современной высшей школе

Ахметзянов Дмитрий Альбертович

  • член Российского союза молодых ученых;
  • член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • основатель – первый Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • Заместитель декана по НР факультета Авиационные двигатели Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • доктор технических наук, профессор.

Дударева Наталья Юрьевна

  • заместитель Председателя Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • заместитель декана по УР факультета Авиационные двигатели Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • кандидат технических наук, доцент.

Материалы подготовлены в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программа "Развитие научного потенциала высшей школы" Министерства образования и науки РФ (направление – научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров в высшей школе и развития научно-исследовательской работы студентов и аспирантов).

ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Введение
Не одно десятилетие в России и во всем мире обсуждаются вопросы качества высшего образования и способах его улучшения и поддержки. Эта проблема настолько актуальна, по той причине, что именно с уровнем подготовки выпускников высших учебных заведений (вузов) непосредственно связано социальное, экономическое и техническое развитие государств.

Рассматривая современную систему российского образования можно отметить одну характерную черту – образование находится в режиме постоянных реформ. Непрерывно меняется все: приказы, законы, правила и структура. Причем реформирование продолжается уже примерно 20 лет, а достигнуть желаемого уровня подготовки специалистов так и не удалось. Но прежде чем проводить реформы или что-то менять, необходимо определиться с целью. На сегодняшний день определена цель современного российского высшего образования – подготовка специалистов мирового уровня. Однако за этим понятием также кроется много непонятного. В таких случаях каждый человек понимает суть вопроса по-своему, базируясь на личном мировосприятии, опыте и представлениях. На первый взгляд "мировой уровень образования" подразумевает, что специалист с таким образованием может с легкостью устроиться на работу в компанию международного уровня и достичь определенного успеха в своей карьере. При этом рядовые специалисты в России, уехав за рубеж, зачастую устраиваются в крупные компании и успешно там трудятся. Это значит, что базовое инженерное образование в России в целом соответствует международному уровню. Однако выпускникам вузов для успешной реализации своих знаний и способностей в России базовой подготовки недостаточно. Многие из них получают второе высшее образование по экономическим и юридическим специальностям. Наличие второго высшего образования сегодня воспринимается как норма. Конечно же, в России в первую очередь должны думать о том, чтобы такие специалисты оставались в нашей стране, работали в российских компаниях и приносили пользу своей родине. Но все-таки – это не ответ об уровне образования, который должна обеспечить современная система российского образования.

В крупную международную компанию может быть принят только такой специалист, который сможет обеспечить процветание этой компании. Поэтому перед системой российского образования стоит сложная задача – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник успешно смог реализовать себя на профессиональном поприще. Это значит, что необходимо сформировать четкое представление о совокупности таких знаний и умений, которые и формируют "мировой уровень образования".

В последние годы постепенно, медленно, но все-таки начинает складываться представление об уровне образования. Журналы и газеты пестрят заголовками об инновационном образовании, и статьями о необходимости такого образования. Но что же это такое? И какое оно – "инновационное образование"? И вновь ответа, лежащего на поверхности, найти на этот вопрос не возможно. В данной работе сделана попытка прояснить суть инновационного образования, возможность подготовки таких специалистов в российской высшей школе, а также будут предложены конкретные шаги по изменению подходов к подготовке специалистов, которые требуются для организации и обеспечения инновационного образования.

Общие вопросы
Сначала разберемся в понятиях и определим, что такое "инновации", "инновационная деятельность" и "инновационное образование". Проанализировав литературу по этому вопросу, можно обнаружить множество различных трактовок. Причем определение теоретиков и практиков отличаются между собой. По этой причине за основу было выбрано то понятие, которое рассматривается в российском законодательстве.

Согласно [1, 2] инновация – это нововведение, конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. То есть инновация – это всегда новый взгляд и новый подход, это достижения науки, которые внедряются не только в космические технологии, но и в повседневную жизнь обычных людей. Однако данное определение "инновации" базируется на понятии "инновационной деятельности". Согласно [3] инновационная деятельность – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

В этом ключе возникает вопрос: "Что же может являться инновацией в системе высшего образования?" Ответ напрашивается сам собой на основе вышеприведенных понятий и определений. Инновация высшего образования – это новая технология образования, которая бы смогла обеспечить подготовку специалистов способных к самостоятельной исследовательской и инновационной деятельности. Или другими словами это "инновации для инноваций".

Вопрос инновационного образования на сегодняшний день невероятно актуален, о чем говорил в своем ежегодном Послании Президент Российской Федерации Д.А. Медведев [5]: "<...> Будет сформирована комфортная среда для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня. В своё время французский ученый Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. <...>".

Таким образом, на сегодняшний момент наиболее значимая задача высшей школы – это подготовка дипломированных специалистов способных обеспечить успех любой фирмы и предприятия, на которых им предстоит работать. С другой стороны в современном мире успешной может быть только та компания, которая активно занимается инновационной деятельностью. А вести эту работу должны специалисты, обладающие набором специальных знаний и умений, а также определенных личностных качеств.

Концепция и методы
Рассуждая об инновационной составляющей современного российского образования, сначала определимся с перечнем знаний и умений, которыми должен обладать специалист, чтобы быть востребованным крупными и успешными предприятиями. При этом будем иметь в виду, что все передовые предприятия международного уровня ведут активную инновационную деятельность.

В результате получим следующий перечень:
• во-первых, выпускник вуза должен быть специалистом в своей области;
• во-вторых, должен владеть необходимым набором знаний из области экономики и юриспруденции;
• в-третьих, владеть иностранным языком;
• в-четвертых, должен знать принципы проведения научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР);
• в-пятых, обладать знаниями основных принципов коммерциализации результатов НИОКР;
• в-шестых, умение принимать нестандартные решения или решать нестандартные задачи.

Личностные качества выпускника, такие как инициативность, ответственность и др. не вошли в этот список, так как являются свойствами характера и темперамента.

Немного поясним вышеприведенный список знаний и умений. В последнее время специалисты инновационной деятельности говорят о необходимости формирования у выпускников вузов не только определенных знаний и умений, но и особых "компетенций", которые бы позволили специалисту успешно реализоваться в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции [6]. И эти компетенции детализированы в вышеприведенном списке.

В современной ситуации в обществе накоплена значительная масса знаний и информации, но большинство этих знаний никак не проявляются в повседневной жизни человечества. Поэтому как никогда становится актуальным вопрос создания новой конкурентоспособной продукции и новых рынков за счет умелого управления своим интеллектуальным богатством [6]. Все современные инновации в технике и технологии формируются на междисциплинарной основе, как результат умелой комбинации знаний и умений из одной области деятельности в другую. При этом главной задачей инженера становится умение использовать знания "неожиданным образом" в практических целях, то есть решать нестандартные задачи. Но как этому научиться?

Для воспитания в студентах творческого начала была разработана методика, названная функционально-целевой технологией подготовки специалистов (ФЦТПС), которая успешно реализуется в Уфимском государственном авиационном техническом университете [7]. Суть этой методики состоит в том, что в учебный план с первого семестра обучения вводится индивидуальная исследовательская работа, которая длится весь период обучения, с ежесеместровыми зачетами и регулярной работой с консультантом. Содержание (тема) индивидуальной исследовательской работы и научный руководитель выбирается студентом самостоятельно в первом семестре. Студентам предлагается ряд нестандартных задач, тематика которых находится в рамках научно-исследовательской деятельности кафедры, а также опытно-конструкторских работ по созданию перспективной техники. Решая порученную задачу, студенты изучают специальную литературу, статьи, монографии и диссертации по теме индивидуальной исследовательской работы. Необходимые пояснения и консультации они получают у научного руководителя, а также у студентов старших курсов, которые работают у того же консультанта. Результат решения научно-исследовательской задачи оформляется и защищается в конце четвертого курса в виде выпускной квалификационной работы (для бакалавров) или в виде отчета по научно-исследовательской практике (для студентов, обучающихся по специальности).

Исследования, проводимые студентами, в большей мере базируются на фундаментальных дисциплинах. При необходимости студенты изучают также специальную литературу. Основываясь на многолетнем опыте использования ФЦТПС можно утверждать, что наличие индивидуального задания мотивирует студентов к изучению дисциплин учебного плана. К тому же в учебный план введены дисциплины, знакомящие студентов с методами и приемами научно-технического творчества, например "Основы инженерного проектирования" (дисциплина читается с первого семестра). Кроме того, в процесс индивидуальной исследовательской работы студенты самостоятельно знакомятся с основами научного метода, планирования и проведения экспериментов, математическими методами обработки результатов экспериментов.

Работа студентов по индивидуальной исследовательской работе ведется в рамках учебно-научных лабораторий и студенческих конструкторских бюро, которые возглавляют преподаватели выпускающей кафедры. Таким образом, постепенно, от семестра к семестру, происходит прививание студентам основных навыков научного творчества.

Результатом такого подхода к воспитанию творческой личности в вузе стал целый ряд инновационных разработок и проектов. Многих студентов увлекает творческая научная работа и они продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре. Магистрантам и аспирантам, прошедшим обучение по ФЦТПС во многом легче, чем другим студентам: во-первых, они уже знакомы с основами научных исследований; во-вторых, к моменту поступления в магистратуру (аспирантуру) они имеют некоторый научный задел.

Опыт использования методики ФЦТПС показывает высокую эффективность ее использования при обучении студентов. Достоинство этой технологии заключается еще и в том, что студенты получают представление о процессе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Что важно для специалиста, так как НИОКР – это на настоящий момент неотъемлемый фактор успеха любой фирмы (рис. 1).

Рис. 1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы [4]

Внедрение ФЦТПС в образовательный процесс является необходимым этапом, но только этого недостаточно для формирования инновационной составляющей высшего образования. В современном вузе должны научить студента не только осваивать знания и проводить научные исследования, но обучить методикам, позволяющим получать, перерабатывать и внедрять новую информацию, коммерциализировать новые научные знания. Для этого образовательный процесс необходимо дополнить дисциплинами, направленными на изучение принципов и методов инновационной деятельности. Значит в учебные планы подготовки специалистов технического профиля (экономисты не имеются ввиду) необходимо ввести такие дисциплины, как: "Инноватика", "Управление инновационными проектами" и "Коммерциализация результатов НИОКР", "Инновационный менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инвестиционный менеджмент", "Ценообразование инноваций". Эти дисциплины могут быть дисциплинами по выбору в планах подготовки специалистов и в обязательном порядке изучаться магистрантами. Такой подход позволит студентам, нацеленным на дальнейшую инновационную деятельность, выбирать дисциплины, которые помогут им реализоваться в дальнейшем в области инноваций. Магистранты же должны изучать эти дисциплины в обязательном порядке, так как именно эта категория учащихся изначально нацелена как на проведения научных исследований, так и на разработку инновационных проектов. При этом следует учитывать тот факт, что исследовательская и инновационная деятельность должны быть неразделимы между собой.

Но кроме привлечения студентов к НИР и НИОКР необходимо также осуществлять поддержку молодых ученых во всех областях, включая организационную (материальное обеспечение исследовательских работ), информационную и социальную. При этом следует уделить особое внимание именно социальным вопросам. При анализе современной ситуации в отечественной науке наблюдается ряд серьезных проблем:
• активная миграция молодых научных кадров за границу;
• старение научного потенциала;
• низкая социальная защищенность молодых исследователей.

По данным различных источников в США из России мигрирует около 30 % молодых ученых и примерно 18 % – в страны Евросоюза [9]. Причины миграции заключаются в невостребованности научных изобретений и низкой заработной плате – все это, безусловно, мешает развитию науки в России в целом. Поэтому требуется в дополнение к изменениям в учебных планах создавать систему комплексной поддержки молодых ученых.

Выводы
1. В результате анализа современной ситуации в российском образовании необходимо говорить о введении инновационной составляющей в систему образования.
2. Инновационная составляющая образования подразумевает: введение в учебные планы подготовки дополнительные дисциплины из области экономики, юриспруденции, инновационной деятельности, углубленное изучение иностранных языков, а также активное привлечение студентов к НИР и НИОКР посредством внедрения в учебный процесс ФЦТПС.
3. Инновационную составляющую образования необходимо осуществлять более активную поддержку молодых ученых во всех областях, включая организационную (материальное обеспечение исследовательских работ), информационную и социальную.
Только при условии выполнения всех этих шагов можно рассчитывать на то, что российская система высшего образования сможет отвечать мировым стандартам, а это в обязательном порядке приведет к экономическому и техническому развитию государства.

Список литературы
1. Коммерциализация результатов НИОКР: учебное пособие / М. П. Галимова, З. Ж. Гумерова, Е. Р. Исламова, Н. А. Сухова, К. А. Хисматуллин; Уфимск. гос. авиац. Техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2008. – 180 с.
2. Зинов, В.Г. Менеджмент инноваций. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
3. Гольдштейн, Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
4. Гольдштейн, Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 267 с.
5. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) // [Электронный ресурс]. – URL: http://mon.gov.ru/press/news/6371/ (12.11.09).
6. Понарина, Е. Отчего датчане живут лучше? "Поиск" № 14, 11 апреля 2003 г.
7. Никитин, Р. В., Технология подготовки специалистов: Практическое пособие/ Р. В. Никитин, Б. П. Рудой. _ Уфа: УГАТУ, 2002. 61 с.
8. Ахмедзянов, Д. А., Дударева, Н. Ю. Концепция инновационного развития технических вузов России. – Уфа: УГАТУ, 2009. – 74 с.
9. Загорский, В. Нужно ли воспитывать будущих ученых? // Русский журнал 2002 [Электронный ресурс]. – URL: http://old.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20021113_zag.html (11.11.02).

УДК 378.14

« к началу страницы