Российский союз молодых ученых
Республика Башкортостан
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Централизованный информационный портал Республики Башкортостан

Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100
-->


01:31
3
мая
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Сайт: bash.rosmu.ru – Официальный информационный ресурс молодых ученых Республики Башкортостан, также осуществляет интеграцию Советов молодых ученых (СМУ) высших учебных заедений и научных учреждений РАН, расположенных на территории Республики Башкортостан
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Официальный сайт Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан – bash.rosmu.ru – победитель Конкурса интернет-проектов "Цифровая страна" АО "Ростелеком" в номинации "За вклад в развитие научного интернет-сообщества Республики Башкортостан"
Главная
Версия для печати
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, научный руководитель Студенческого научного общества и Совета молодых ученых Башкирского государственного медицинского университета Алексей Стрижков
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, научный руководитель Студенческого научного общества и Совета молодых ученых Башкирского государственного медицинского университета Алексей Стрижков

Другие материалы

14.01.2013
Совет молодых ученых Института математики с вычислительным центром УНЦ РАН является общественным органом при дирекции института, основной задачей которого является привлечение талантливой молодежи к научной работе и закрепление молодых научных кадров

18.12.2012
Тренды в образовательной среде (памятка для вуза)

16.11.2012
Деятельность Совета молодых ученых Ботанического сада-института УНЦ РАН направлена на эффективную реализацию творческого потенциала молодых ученых, аспирантов и специалистов и поиски новых путей решения организационных научно-технических проблем

24.10.2012
В Институте этнологических исследований УНЦ РАН более 40% коллектива составляют молодые кадры. С целью объединения и координации деятельности молодых ученых Института в январе 2001 г. был создан Совет молодых ученных

16.09.2012
Молодые ученые Института нефтехимии и катализа РАН участвует в фундаментальных исследованиях в области нефтехимии и в разработках новейших химических технологий для научного обеспечения развития химической и нефтехимической отраслей промышленности


13.01.2008

Организационные формы научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых в медицинском вузе

Стрижков Алексей Евгеньевич

  • член Российского союза молодых ученых;
  • член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • научный руководитель, (ревизор) Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • научный руководитель Студенческого научного общества (СНО) и Совета молодых ученых (СМУ) Башкирского государственного медицинского университета;
  • кандидат медицинских наук, доцент.

Реформирование высшего профессионального образования в стране ведет к изменениям критериев оценки работы вуза при аттестации и аккредитации. При этом важное место уделяется достижениям в развитии творческой деятельности обучающейся в вузе молодежи. В связи с этим определенный интерес представляет обмен опытом организации научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых в разных вузах страны.

Отечественные вузы обладают различными системами организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и молодых ученых. Одни формы этой деятельности в вузах появлялись и исчезали с изменениями политической и экономической ситуации в стране. К таким можно отнести советы научно-технического творчества молодежи, временные творческие молодежные коллективы, студенческие НИИ и лаборатории и др. Другие организационные системы и формы работают много лет и имеют давние традиции. Классическими среди них является студенческое научное общество (СНО) и совет молодых ученых (СМУ) вуза.

Рассмотрим организацию научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на примере медицинского вуза – Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (БГМУ). НИРС как система деятельности студентов вуза сложилась в советское время. Однако, несмотря на определенные изменения, прошедшие в стране, основные компоненты НИРС продолжают функционировать в медицинских вузах Российской Федерации. Регламентация НИРС не претерпела существенных изменений.

Как известно, основной целью НИРС как системы деятельности студентов является приобретение и совершенствование навыков исследовательской работы. НИРС включает два элемента: учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), подразумевающая исследовательскую работу студентов в учебное время (во время занятий), и студенческое научное общество (СНО), подразумевающее исследовательскую работу студентов во внеучебное время (после занятий). Традиционно НИРС в вузе координируется советом по НИРС. Председателем совета в большинстве вузов, включая БГМУ, является ректор. У него имеются два заместителя по основным разделам работы: проректора по учебной и научной работе. Совет включает нескольких членов из числа ведущих научно-педагогических сотрудников вуза, ответственных за выполнение определенных видов деятельности.

УИРС проводятся во время практических (лабораторных) занятий, ее основные этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. УИРС является обязательной. В то же время УИРС допускает определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем, т.е. формирует у студента навыки исследовательской работы. Среди форм УИРС на кафедрах БГМУ можно назвать предметные олимпиады, курсовые работы на ряде теоретических кафедр, оформление историй болезней на клинических кафедрах. Значительно увеличилось выполнение работ в рамках УИРС с внедрением в вузе элективных курсов. Высшей формой УИРС можно назвать дипломные работы. Однако, эта форма в медицинском вузе не нашла широкого применения – в БГМУ выполнение и защита дипломных проектов практикуется только на фармацевтическом факультете.

Руководит системой УИРС в вузе проректор по учебной работе. Для координации УИРС в вузе создается совет по УИРС. Этот совет возглавляет председатель совета, назначаемый ректором из числа профессоров, обладающих большим опытом педагогической работы.

Вторым составным компонентом НИРС является студенческое научное общество. СНО БГМУ насчитывает 60 лет. За это время сложились определенные традиции организационной структуры и принципов работы общества.

Как известно, студенческое научное общество (СНО) – это добровольное неполитическое и некоммерческое объединение студентов вуза, проводящих научно-исследовательскую работу на кафедрах и в научных подразделениях вузов. Программа СНО непосредственно не связанна с учебным планом.

В вузе работой СНО руководит проректор по научной работе. Для непосредственной организации деятельности общества из числа научно-педагогических сотрудников вуза ректором назначается научный руководитель СНО. В обязанности научного руководителя СНО входит координация работы всех структурных подразделений общества, взаимодействие их с администрацией и другими подразделениями вуза, а также руководство советом СНО – органом студенческого самоуправления в рамках общества.

Согласно действующему уставу СНО БГМУ целью работы СНО является повышение качества подготовки специалистов путем овладения студентами передовых достижений медицинской науки и практики.

Для достижения этой цели СНО БГМУ решает следующие задачи:

  • расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста. Воспитание потребности и умения постоянного совершенствования своих знаний;

  • воспитание у студентов устойчивых навыков самостоятельной исследовательской работы. Развитие у студентов творческого мышления и поиска оптимального подхода к решению практических вопросов;

  • обеспечение активного участия студентов в научных конференциях, конкурсах научных студенческих работ. Содействие публикации и внедрению в практику результатов научных студенческих работ;

  • распространение среди студентов-медиков нравственных принципов врача. Содействие возрождению и утверждению культурных традиций студенчества;

  • содействие финансированию лучших научных работ студентов, определенных на конкурсной основе;

  • проведение подготовки резерва БГМУ из числа выпускников для поступления в клиническую ординатуру и аспирантуру;

  • расширение международных студенческих связей, содействие наведению контактов с медицинскими вузами стран СНГ, а также дальнего зарубежья путем обмена делегациями и совместной деятельности;

  • координация деятельности студенческих научных кружков кафедр и подразделений БГМУ;

  • проведение студенческих научных вузовских и республиканских конференций, конкурсов студенческих научных работ;
    сбор, накопление информации научного и практического характера и предоставление ее в рамках СНО всем заинтересованным лицам;

  • участие в выпусках периодических изданий, освещающих вопросы студенческой науки в БГМУ, в том числе выпуск "Вестника СНО БГМУ";

  • создание и поддержка Интернет-сервера СНО БГМУ;

  • оказание помощи в углубленном изучении учебного материала и закреплении практических навыков во внеучебное время.

Данные уставные положения СНО направлены на развитие студента как будущего врача и не могут рассматриваться в отрыве от общей системы образования в вузе. Согласно уставу студенческое научное общество имеет несколько уровней организации.

Организационная структура СНО на уровне кафедры

Основным элементом СНО является студенческий научный кружок (СНК). Он работает при всех кафедрах, на которых проходят обучение студенты. Научным руководителем кружка является, как правило, заведующий кафедрой. В помощь ему для непосредственной работы в кружке из числа авторитетных сотрудников кафедры назначается ответственный за СНК. Поскольку объем и тематика работы СНК учебными планами не регламентируются, то активность работы определяется инициативой самих студентов и сотрудников кафедр, руководящих этой работой. Однако именно такая деятельность представляет наибольшие возможности студентам по развитию их творческих способностей и приобретению навыков исследовательской работы.

Среди многообразия форм НИРС в кружке по характеру участия студентов можно выделить три основные группы. Первая группа студентов посещает заседания кружка, ограничивая свою работу участием в дискуссиях. У большинства СНК это самая многочисленная по составу часть. Вторая группа студентов готовит реферативные сообщения для доклада на кружке. Эта форма деятельности достаточно близка к УИРС. Третья часть членов СНО кафедр проводит непосредственную научно-исследовательскую работу. Среди них есть кружковцы, помогающие научным работникам кафедр в выполнении плановых НИР. Имеется небольшое число наиболее способных студентов, которым кафедра доверяет проведение самостоятельных исследований в рамках научной тематики кафедры.

Имеются особенности работы СНК общетеоретических, медико-биологических и клинических кафедр. На общетеоретических и гуманитарных кафедрах работа со студентами проводится в основном по первым двум направлениям. Данный вид работы СНК является как бы продолжением УИРС и напоминает дополнительные факультативные занятия.

На медико-биологических и параклинических кафедрах присутствуют все виды работы студентов. Однако непосредственное участие студентов в НИР кафедры не имеет массовый характер. В то же время пример активистов СНК, имеющих определенные достижения, имеет воспитательное значение и служит повышению творческой активности всех остальных кружковцев.

Наибольшее значение для подготовки будущего специалиста – врача или провизора – имеет СНО клинических кафедр. Здесь студенты кроме закрепления и развития навыков диагностики и лечения непосредственно у постели больного могут решить свои профориентационные проблемы. Большинство студентов старших курсов делает выбор в пользу той или иной врачебной специальности после посещения и непосредственной работы в кружках соответствующих кафедр.

Организационная структура СНО на уровне вуза

Для непосредственной координации между разными СНК в вузе и помощи научному руководителю СНО из числа наиболее активных студентов, имеющих достижения в научно-исследовательской деятельности, формируется совет СНО. Основная роль совета СНО – интеграция отдельных СНК в единое общество. Это достигается разными путями. Ведущий из них – это организация и проведение итоговых научных конференций СНО университета. Особенностью таких конференций является разнообразие обсуждаемых научных проблем. В рамках конференции могут работать несколько секций, которые заслушивают и обсуждают доклады, выполненные представителями разных СНК. В итоге здесь проходит обмен не только новыми научными достижениями, но и опытом организационной работы отдельных кружков и кружковцев. Это позволяет выйти за рамки работы одного кружка и, следовательно, дает студенты дополнительный опыт исследовательской деятельности.

СНО в медицинском вузе занимает важное место в системе подготовки специалиста. Работа студентов во внеучебное время на кафедрах под руководством опытных преподавателей позволяет получить как новые теоретические сведения из области медицинских и медико-биологических наук, так и приобрести навыки сложных современных методов диагностики и лечения больных. Кроме того, студенческие научные кружки клинических кафедр помогают студентам осуществить правильный выбор будущей врачебной специальности.

Теперь рассмотрим работу совета молодых ученых БГМУ.

Организационная структура СМУ БГМУ

Работа молодых ученых университета проводится в рамках Ассоциации молодых ученых (АМУ) университета, которая была учреждена в 1994 г. Ассоциация на добровольных началах объединяет аспирантов, клинических ординаторов, а также преподавателей и других специалистов БГМУ, имеющих высшее образование, возраст которых не превышает 35 лет. Работа АМУ регламентируется Положением ассоциации, принятым общим собранием молодых ученых БГМУ и утвержденным ректором университета.

Для координации деятельности ассоциации и текущей работы избирается совет молодых ученых, непосредственной работой которого руководит председатель совета. Совет молодых ученых БГМУ работает на протяжении 40 лет, его деятельность не прерывалась даже в тяжелые для отечественной науки периоды.

В рамках Ассоциации молодых ученых в соответствии с ее Положением в 1997 г. был создан Клуб молодых ученых, который позволяет решать практические вопросы помощи начинающим исследователям.

Работа АМУ и совета молодых ученых ведется по нескольким направлениям.

Во-первых, ежегодно проводится две научные конференции, имеющие статус республиканских (Республика Башкортостан).

Во-вторых, в рамках ассоциации работает Клуб молодых ученых, заседания которого проходят ежемесячно. На заседаниях клуба обсуждаются следующие вопросы:

  • научные доклады молодых ученых;

  • семинары по проблемам стратегии выбора темы НИР, определения целей и задач, проведение исследования, поиска литературы;

  • выбор методов статистической и математической обработки полученных количественных данных в зависимости от цели исследования;

  • решение практических вопросов, возникающих при подготовке и написании статьи и диссертации;
    методология подготовке и изложении научного доклада, проведение деловой игры "Защита диссертации" и др.

В-третьих, оказывается конкретная информационно-консультативная помощь: предоставляется информация о проводимых в стране и за ее пределами научных конференциях молодых ученых.

В-четвертых, в рамках ассоциации молодыми преподавателями рассматриваются различные вопросы преподавания в вузе.

Обе общественные организации университета, объединяющие студентов (СНО) и молодых ученых (СМУ), многие этапы своей деятельности осуществляют совместно. Проводятся совместные научные конференции, семинары. Совет молодых ученых помогает СНО в проведении конкурса на лучший студенческий научный кружок. Совместная работа является определенной школой научно-организационной работы для студентов.

Таким образом, внедрение новых организационных форм (Ассоциация и Клуб молодых ученых) позволяет значительно активизировать работу с молодыми учеными БГМУ: возрастает число и уровень научных конференций, оказывается конкретная практическая помощь аспирантам, соискателям и другим начинающим исследователям по вопросам планирования, проведения и внедрения результатов НИР, осуществляется обмен опытом по учебно-методическим вопросам и активно внедряются другие формы неформального объединения сотрудников БГМУ.

Заключение

Система НИРС и деятельность СМУ в вузе призвана содействовать развитию творческой активности студентов и молодых ученых. Этой цели служит рациональная организация НИРС, позволяющая эффективно использовать учебное и внеучебное время. Одним из основных резервов дальнейшего совершенствования системы научного творчества молодежи является развитие совместной деятельности СНО и СМУ университета.

Источник: www.rosmu.ru

« к началу страницы