Российский союз молодых ученыхhttp://bash.rosmu.ru/activity/opinions/49.html (версия для печати) |
30.04.2008
Гранты Евросоюза как источник обмена опытом на примере Совета молодых ученых Уфимской государственной академии экономики и сервисаВаждаев Константин Владимирович
Основной целью Болонского процесса является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской конференции. Согласно принятым соглашениям Российская Федерация должна воплотить основные положения Болонского процесса до 2010 года. Уфимская государственная академия экономики и сервиса (УГАЭС) является одним из молодых и наиболее динамично развивающихся вузов Республики Башкортостан и Российской Федерации. Это единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности, а также является инициатором программ развития различных направлений сервисной деятельности, важных для укрепления экономического положения Республики Башкортостан. В связи с тем, что границы между государствами становятся все более условными, происходит укрепление международного сотрудничества на всех уровнях. В УГАЭС в апреле 2006 года, по инициативе Совета молодых ученых Республики Башкортостан был создан Совет молодых ученых Уфимской государственной академии экономики и сервиса (СМУ УГАЭС), который рассматривает развитие международного сотрудничества как одно из приоритетных направлений своей деятельности. СМУ УГАЭС работает в тесном сотрудничестве с Региональным отделением Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан (РоСМУ в РБ). Ежегодно молодые ученые УГАЭС проводят научные исследования по различным направлениям. Наиболее значимые исследования нашли признание и поддержку в государственных структурах и за рубежом. Например, при поддержке администрации УГАЭС, СМУ УГАЭС и Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан молодыми учеными УГАЭС были представлены проекты на конкурс по программе "У.М.Н.И.К." (Участник молодежного научного инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Согласно требованиям конкурса – проект должен иметь существенную новизну и потенциальную коммерциализацию в течении 5-7 лет. Двум из трех поданных проектов были присуждены гранты. Перспективы международной деятельности как Совета молодых ученых УГАЭС, так и вуза в целом направлены на развитие как установленных контактов, так и интеграцию образовательных процессов в единое пространство Болонского соглашения. Интеграция ВУЗов Российской Федерации в единое образовательное пространство стало бы не возможным без обмена опытом между его участниками. В последнее время появилось значительное количество грантов в РФ и в странах Евросоюза посредством которых можно пройти стажировку или обучение за рубежом. Особенно хочется выделить международные гранты, где со-партнерами по проекту выступают несколько научных центров или ВУЗов со стороны РФ и несколько со стороны Евросоюза. Примерами таких грантов являются "Темпус-Тасис" и CORDIS FP (Framework Programme). В течение последних нескольких лет молодые ученые академии принимают активное участие в работе над тремя Еврогрантами – грант фонда "Фольксваген" (совместный международный проект "Маркетинг и коммуникации в туризме". Партнёры: университет г. Касселя, Венский университет) и двумя грантами "Темпус-Тасис" (1. совместный международный проект "Сеть университетов для взаимодействия с предприятиями. Партнеры: Университет прикладных наук Савония (Финляндия) и Католическая высшая школа КЕМПЕН (Бельгия) 2. совместный международный проект "Инновации в маркетинге". Партнеры: Католическая высшая школа КЕМПЕН (Бельгия)).
Участие в данных проектах позволит:
В настоящее время, например, в рамках гранта фонда "Фольксваген" совместного международного проекта "Маркетинг и коммуникации в туризме" –
Согласно совместного международного проекта "Сеть университетов для взаимодействия с предприятиями в информационно-аналитических центрах университетов участников проекта будут созданы электронные банки данных наукоемких технологий и ноу-хау, разработанных учеными Университетов, пригодных для внедрения на промышленных предприятиях Юга России и в странах ЕС. Результаты проекта позволят лучше понять процессы, происходящие в странах ЕС и обеспечивающие высокую эффективность интеграции науки, образования и бизнеса. В рамках проекта будет создано долговременное сотрудничество с университетами ЕС в сфере распространения новейших знаний и обмена опытом взаимодействия с промышленными предприятиями. На рынке труда появятся специалисты с новыми современными знаниями в области менеджмента в сфере Hi-Tech. Получен несравненный опыт в процессе ознакомления взаимодействия университета и фирм в Технопарке. В частности, участники поездки посетили компании "Honeywell" и "Genelec". Большой интерес представляется в том, что проекты, выполняемые студентами в процессе обучения университете, являются реальными проектами компаний. Более того, студенты получают оплату за выполненную работу. В связи с этим считаю целесообразным расширение взаимодействия Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС) с фирмами Республики Башкортостан. В рамках программы участников пребывания ознакомили с работой "Бизнес-инкубатора". "Бизнес-инкубатор является одним из подразделений "Микротекниа". Отбор участников проходит в несколько этапов. Любой научный работник может взять академический отпуск и прийти на работу в "Бизнес-инкубатор". Он выступает в качестве эксперта идей и помогает другим в оформлении проектов. Фирма находится в "Бизнес-инкубаторе" в течении 2 лет и затем выпускается в свободное плавание. Кроме того, организаторами стажировки была организована встреча с Ректором Университет прикладных наук, Савония, г.Купио г-ом Вели-Матти Толппи, где он подчеркнул, что в данном университете изначально ставились задачи – "учебный процесс – потребности промышленности"; соответствовать потребностям сегодняшнего дня.
Поездки помогли наладить деловые связи с преподавателями и сотрудниками Университета прикладных наук, Савония, (Финляндия, г.Купио), осуществлен обзор методов подготовки бакалавров, проведен анализ лабораторного оборудования и программного обеспечения, используемого в учебном процессе, в частности "Телекоммуникационных" лабораторий. Использование полученных результатов по проектам Евросоюза приведет к улучшению качества образования, и как следствие, устойчивому социально-экономическому развитию, повышению конкурентоспособности региональной и Российской экономики. |