Российский союз молодых ученых
Республика Башкортостан
Главная
Об отделении
Деятельность
Информация
Контакты

Рассылка

Для подписки на рассылку обновлений сайта введите e-mail и нажмите Ok, для отписки – Отмена.

E-mail:

Партнеры

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Централизованный информационный портал Республики Башкортостан

Совет по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ

Copyright

Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на rosmu.ru обязательна!

© Российский союз молодых ученых, 2005-2024.

Rambler's Top100
-->


21:53
2
мая
Поиск:

Сделать стартовой | Добавить в избранное

Сайт: bash.rosmu.ru – Официальный информационный ресурс молодых ученых Республики Башкортостан, также осуществляет интеграцию Советов молодых ученых (СМУ) высших учебных заедений и научных учреждений РАН, расположенных на территории Республики Башкортостан
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 года

Официальный сайт Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан – bash.rosmu.ru – победитель Конкурса интернет-проектов "Цифровая страна" АО "Ростелеком" в номинации "За вклад в развитие научного интернет-сообщества Республики Башкортостан"
Главная
Версия для печати
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета Дмитрий Ахметзянов
Член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан, Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета Дмитрий Ахметзянов

Другие материалы

14.01.2013
Совет молодых ученых Института математики с вычислительным центром УНЦ РАН является общественным органом при дирекции института, основной задачей которого является привлечение талантливой молодежи к научной работе и закрепление молодых научных кадров

18.12.2012
Тренды в образовательной среде (памятка для вуза)

16.11.2012
Деятельность Совета молодых ученых Ботанического сада-института УНЦ РАН направлена на эффективную реализацию творческого потенциала молодых ученых, аспирантов и специалистов и поиски новых путей решения организационных научно-технических проблем

24.10.2012
В Институте этнологических исследований УНЦ РАН более 40% коллектива составляют молодые кадры. С целью объединения и координации деятельности молодых ученых Института в январе 2001 г. был создан Совет молодых ученных

16.09.2012
Молодые ученые Института нефтехимии и катализа РАН участвует в фундаментальных исследованиях в области нефтехимии и в разработках новейших химических технологий для научного обеспечения развития химической и нефтехимической отраслей промышленности


16.10.2008

Функционально-целевая технология подготовки специалистов как эффективный метод привлечения талантливой молодежи к научно-исследовательской деятельности

Ахметзянов Дмитрий Альбертович

  • член Российского союза молодых ученых;
  • член Совета Регионального отделения Российского союза молодых ученых в Республике Башкортостан;
  • Председатель Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • заместитель декана по НР факультета Авиационные двигатели Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • доктор технических наук, профессор.

Дударева Наталья Юрьевна

  • заместитель Председателя Совета молодых ученых Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • заместитель декана по УР факультета Авиационные двигатели Уфимского государственного авиационного технического университета;
  • кандидат технических наук, доцент.

Цель всей системы высшего образования состоит в подготовке специалистов, которым предстоит работать в определенных областях хозяйства страны и региона. Но абитуриенты, приходя в ВУЗы, преследуют и свои личные цели, из которых серьезно можно рассматривать лишь две: удовлетворение личных потребностей в получении образования определенного профиля и повышение своей конкурентоспособности на рынке труда. Для реализации первой цели ВУЗ должен предоставить студентам возможность получить глубокие знания по фундаментальным и специальным дисциплинам, которые не ниже уровня определенного образовательными стандартами. Для реализации второй цели ВУЗ должен обеспечить воспитание у своих студентов таких качеств, которые бы повысили ценность выпускника на рынке труда как специалиста. Анализ в этой области показывает, что наиболее ценится в работниках любых отраслей и областей – это способность принимать решения в нестандартных ситуациях. Именно генерирование новых идей (не описанных в литературе) и способность к решению нестандартных задач должно являться отличительной чертой специалиста с высшим образованием. А это значит, что в процессе обучения в ВУЗе студенты должны не только усвоить необходимый объем информации из области фундаментальных и специальных дисциплин, но и научиться мыслить творчески. Эти выводы подтверждаются и рекомендациями Конференции ректоров европейских университетов, где отмечалось, что наибольшим спросом на рынке труда пользуются специалисты, обладающие творческим потенциалом, гибкостью мышления и способностью разрешать проблемы.

Для воспитания в студентах творческого начала была разработана методика, названная функционально-целевой технологией подготовки специалистов (ФЦТПС), которая успешно реализуется в Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) в течении многих лет.

Суть этой методики состоит в том, что в учебный план с первого семестра обучения вводится индивидуальная научно-исследовательская работа студентов (НИРС), которая длится весь период обучения, с ежесеместровыми зачетами и регулярной работой с консультантом.

Содержание (тема) индивидуальной исследовательской работы и научный руководитель выбирается студентом самостоятельно в первом семестре. Студентам предлагается ряд нестандартных задач, тематика которых находится в рамках научно-исследовательской деятельности кафедр, а также опытно-конструкторских работ по созданию перспективной техники.

Решая порученную задачу, студенты изучают специальную литературу, статьи, монографии и диссертации по теме индивидуальной исследовательской работы. Необходимые пояснения и консультации они получают у научного руководителя, а также у студентов старших курсов, которые работают у того же консультанта.
Результат решения научно-исследовательской задачи оформляется и защищается в конце четвертого курса в виде выпускной квалификационной работы (для бакалавров) или в виде отчета по научно-исследовательской практике (для студентов, обучающихся по специальности).

Безусловно, внедрение этой методики потребовало внесения изменения в учебные планы студентов. При составлении учебных планов необходимо было выделить время для индивидуальной исследовательской работы. С этой целью из учебного плана были исключены все курсовые проекты и ограничено число курсовых работ. Соответственно, индивидуальная исследовательская работа должна быть поставлена таким образом, что бы все необходимые умения и навыки, предусматриваемые курсовыми проектами и работами, студенты получали в процесс выполнения своего индивидуального задания.

Исследования, проводимые студентами, в большей мере базируются на фундаментальных дисциплинах. При необходимости студенты изучают также специальную литературу. Основываясь на многолетнем опыте использования ФЦТПС можно утверждать, что наличие индивидуального задания мотивирует студентов к изучению дисциплин учебного плана. К тому же в учебный план введены дисциплины, знакомящие студентов с методами и приемами научно-технического творчества, например "Основы инженерного проектирования" (дисциплина читается с первого семестра). Кроме того, в процесс индивидуальной исследовательской работы студенты самостоятельно знакомятся с основами научного метода, планирования и проведения экспериментов, математическими методами обработки результатов экспериментов.

Работа студентов по индивидуальной исследовательской работе ведется в рамках учебно-научных лабораторий и студенческих конструкторских бюро, которые возглавляют преподаватели выпускающей кафедры. Таким образом, постепенно, от семестра к семестру, происходит прививание студентам основных навыков научного творчества.

Результатом такого подхода к воспитанию творческой личности в УГАТУ стал целый ряд разработок, получены многочисленные патенты, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ и др. Студенты, аспиранты, молодые ученые УГАТУ получают премии, стипендии, гранты Президента, Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, Совета университета.

Функционирование системы НИР служит формированию и развитию студентов и аспирантов, как творческих личностей, способных обосновано и эффективно, решать возникающие перед ними задачи.

Значение научно-исследовательской работы студентов в общей структуре их подготовки занимает важное место по нескольким причинам. НИРС позволяет студентам получить дополнительную информацию и знания в области новейших направлений фундаментальных и прикладных исследований, вооружает разнообразными методами исследования, позволяет системно, глубоко и разносторонне осмысливать современные социально-экономические явления и процессы, учит публично представлять результаты научных изысканий на конференциях и семинарах. Кроме того, не следует забывать, что привлечение студентов к научно-исследовательской работе имеет важное воспитательное значение.

Для системного решения проблем организации НИРС целесообразно выделить три основных вида научно-исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации.

Во-первых, это научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, основной задачей которой является активизация процесса обучения по принципу – чем выше ступень, тем больше самостоятельной работы. Содержание данного вида научной работы – изучение литературы, подготовка рефератов, докладов, курсовых работ и проектов.

Во-вторых, это научные исследования, дополняющие учебный процесс. Здесь основной задачей является выход за рамки программы обучения, индивидуализация процесса обучения, создание условий для обеспечения непрерывности обучения в магистратуре или аспирантуре. Содержание научной работы на этом этапе – олимпиады, конкурсы, научные конференции, семинары.

В-третьих, это научные исследования, параллельные учебному процессу. Основная задача – научная профессионализация студентов под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация, подготовка к конкретной области научной деятельности, выбор научного руководства. Содержание работы на этом этапе – участие в плановых научных исследованиях, выполняемым по госбюджетным и хозяйственным договорам, грантам и др.

Таким образом, развитие НИРС дает важные научно-практические результаты и является в настоящее время приоритетным направлением развития учебного процесса и науки.

Многих студентов увлекает творческая научная работа, и они продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре. Магистрантам и аспирантам, прошедшим обучение по ФЦТПС во многом легче, чем другим студентам: во-первых, они уже знакомы с основами научных исследований; во– вторых, к моменту поступления в магистратуру (аспирантуру) они имеют некоторый научный задел.

Если говорить о рынке труда, то выпускники Уфимского государственного авиационного технического университета, которые имеют за плечами опыт научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы высоко ценятся работодателями – об этом говорят анализ трудоустройства выпускников на ведущих предприятиях Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также отзывы руководителей предприятий.

« к началу страницы